Новеллист Т. Купер написал целую книгу, которая учит читателя правилам этикета при общении с трансгендерной персоной. Согласно ей, одной из самых распространенных ошибок для обывателя являются комплименты с посылом «ты выглядишь прекрасно, как настоящий, как совершенно нормальный!». Увы, такая реакция вполне предсказуема: осталось не так много феноменов, которые до сих пор сильно могут удивить большинство людей, и смена гендерной роли или пола – один из них. Но, если даже в Киеве, в самом центре города, открылся Queer Home, у нас есть повод надеяться, что наше общество уже достаточно здорово. И радоваться этому.
Сфера модных СМИ в вопросах трансегендерности, к счастью, уже успешно вышла за рамки игр на сайтах в «Угадай, кто был мальчиком и стал девочкой». За последнее время эти вопросы, наконец, подвергнуты дестигматизации, о них не только не боятся говорить, но и не боятся одобрять; иллюстрацией этих процессов стали нынешний курс журнала Vanity Fair, сериал «Оранжевый — хит сезона» и проекты универмага Barneys New York.
В конце июня на обложке Vanity Fair оказалась до этого никому не известная Кейтлин Дженнер, и в то же время — известный всем олимпийский чемпион по легкой атлетике Брюс Дженнер. Вынос на обложке «Call me Caitlyn», 10 разворотов душещипательной истории о жизни Кейтлин, состоящих из интервью и идеальных кадров от Эни Лейбовиц: материал начинается со слов «Он говорит «До свидания», она говорит «Здравствуйте». В июле, после выхода исторической обложки, состоялся релиз документального мини-сериала «I Am Cait», в котором рассказывается о жизни женщины после трансгендерного перехода. За все время показа его посмотрело 2.73 миллиона зрителей. Среди них была и Шайло, дочь Анджелины Джоли и Бреда Питта. Как оказалось, один из эпизодов натолкнул девочку на размышления о смене пола; впрочем, не стоит забывать, что Шайло уже давно просит близких называть себя Джоном и примеряет на себя образ мальчика. Джоли и Питт уже консультировались со специалистом относительного пожелания их дочери сменить пол.
Много всего должно было случиться, чтобы открыто можно было сказать следующую фразу: «То, что находится у меня между ног, не отображает то, кем я являюсь на все 100%. Если гендер бывает белым и черным, я — серый!». Эта цитата принадлежит одному из моделей громкой кампании Barneys New York, представленной в 2014 году. Каждый из семнадцати героев съемки, изменивших свой пол, рассказывал свою историю, не скрывая самых неприятных и неудобных нюансов. У проекта, по словам представителей Barneys, была высшая цель — сломать стереотипы и сделать так, чтобы общество наконец приняло трансгендерных людей. Конечно, несмотря на то, что описываемые события происходили всего год назад, это был большой риск, даже для таких opinion makers, как Barneys: на тот момент ведь Барак Обама еще не провозгласил, что Love is love, и вообще, главное – это то, кто каким любит и ощущает себя.
Эту же высшую цель преследуют и большинство трансгендеров, совершающих «каминг аут»: для них важно чувствовать внутренний комфорт и помогать людям, у которых нету этой возможности. Исследования отношения к трансгендерам, проведенные в США, говорят о том, что респонденты, подвергнувшиеся дискриминации и насилию, отвергнутые семьями и друзьями, имеют очень высокий риск попытки суицида: 78% опрошенных пытались покончить жизнь самоубийством. И это происходит сейчас, в 2015 году, когда представители трансгендерного сообщества украшают собой обложки культовых глянцев.
Одним из первых и главных шагов в принятии трансгендерных личностей является понимание терминологии. Кто попадает под определение “трансгендер»? Во-первых, транссексуалы, люди, которые четко идентифицируют себя с полом, который является для них биологически противоположным, и хотят привести свой биологический пол в соответствие с внутренней половой идентичностью. Во-вторых, трансвеститы — те, которые играют в гендерные роли, переодеваясь в одежду противоположного пола. В-третьих, агендеры — те, кто отрицает свою принадлежность к любому из гендеров, и интерсексуалы — люди, у которых есть признаки обоих полов. Последних важно не путать с андрогинами – людьми с ярко выраженными мужскими и женскими признаками и чертами. И, наконец, трансгендерами также считаются гендерквиры — те, кто вообще отказывается от бинарного понятия гендерной идентичности.
Впрочем, разумеется, важно знать все эти отличия, но главное – в принципе не делать для себя различий между людьми разных гендерных полов и ролей, и никогда не называть трансгендерных людей иначе, чем они сами себя называют. И, конечно, о терминах «лэдибой», «шимейл» и «трэнни» лучше и вовсе забыть.