«Дуэлянт»: авторский блокбастер о том, что все плохо

Новости
01.10.2016
ПОДЕЛИТЬСЯ

«Только не пей коньяк перед дуэлью! Нам нужна твоя чудесная рука», «Я не верю в чудеса!». Таков один из диалогов между профессиональным дуэлянтом Яковлевым и его работодателем – немецким бароном, а скорее всего, просто бандитом, окопавшимся в Петербурге 19 века. Яковлев много раз на протяжении фильма будет говорить, что не верит в чудеса и не

ПОДЕЛИТЬСЯ

duel1

«Только не пей коньяк перед дуэлью! Нам нужна твоя чудесная рука», «Я не верю в чудеса!». Таков один из диалогов между профессиональным дуэлянтом Яковлевым и его работодателем – немецким бароном, а скорее всего, просто бандитом, окопавшимся в Петербурге 19 века. Яковлев много раз на протяжении фильма будет говорить, что не верит в чудеса и не любит стрелять. Но отталкиваться здесь нужно от обратного: его рука не знает промаха и стреляет он довольно часто.

В оправдание Яковлева нужно сказать, что делает он это действительно вынужденно: участие в дуэлях вместо других – способ заработать не только на коньяк, но и вернуть себе свое имя и честь. Дело в том, что Яковлев проклят. О чем он сам и заявляет в начале этой истории. Проклят дьяволом и лишен всего. Но поскольку фильм «Дуэлянт» – отчасти детектив, лучше оставить зрителям удовольствие от распутывания нити судьбы его главного и глубоко трагического персонажа.

Режиссер Алексей Мизгирев прославился в 2007 году своим дебютом – жесткой социальной драмой «Кремень». Формально − фильмом о провинциальном дембеле, который пытается построить личную жизнь (неудачно) и карьеру («оборотень в погонах») в Москве. Но это формально. Буквально же картина иллюстрирует неприветливую, неуютную среду, в которой живут люди. То же самое мы видим в следующей работе режиссера – «Бубен, барабан» и в «Конвое» 2012 года, а теперь в «Дуэлянте». Выжженное поле жизни русского человека для Мизгирева – всегда фон, декорация для рассказа.

Карьера Мизгирева, если ретроспективно окинуть ее взглядом, развивалась совершенно логичным, поступательным способом. От нескольких недорогих отлично принятых фильмов, в которых режиссер оттачивал мастерство и стиль, до первого одиннадцатимиллионного блокбастера. Спасибо здесь надо сказать Александру Роднянскому и Сергею Мелькумову, продюсерам, без которых «Дуэлянт» вряд ли бы состоялся. С другой стороны, бюджет и громкие имена не должны сбивать с толку. Фильм Мизгирева – авторский блокбастер, где деньги всего лишь средство для того, чтобы окунуться в другую эпоху, пригласить известных (и талантливых) актеров. В общем, рассказать историю на свой лад.

duel3

Петербург 19 века по Мизгиреву – переполненный людьми город, с угрюмым дождливым небом над головой и грязью под ногами. Действия по большей части происходят в знатной дворянской среде, но светские приемы и развлечения для режиссера всего лишь фон. Достаточно взглянуть на лица людей на светских раутах. Это безликая толпа, которая повинуется любому порыву настроения тех, кто правит бал. А настроение здесь варьируется от безразличия к осуждению и обратно.

Все сюжетные линии «Дуэлянта» − это истории одного, двух, трех человек. Места их встреч, несмотря на масштаб фильма, всегда укромны: комнаты, кареты, небольшие лакуны в толпе. Камера замечательного оператора Максима Осадчего использует скупость пространства для нагнетания напряжения. В диалогах Мизгирев тоже достаточно лаконичен: часть из них представляет собой словесные перепалки, не далеко ушедшие от краткости пистолетного выстрела. В то же время фильм не производит впечатления эмоционального вакуума. Страсти здесь бурлят под тонкой поверхностью понятий о дворянской чести и достоинстве. Играющий Яковлева Петр Федоров отлично передает это состояние. Его угрюмое лицо прячет за собой слишком много пережитой боли и обреченной надежды. Великолепен и Владимир Машков в роли «отца лжи», коварного интригана и манипулятора графа Беклемишева, опутавшего своими сетями весь Петербург.

duel2

Мизгирев твердой рукой ведет достаточно разветвленное повествование. Где надо − сбавляет темп, где надо − подмигивает шуткой, чтобы разрядить атмосферу. Ему хорошо дается непростая фактура 19 века. И разговор здесь не об исторической достоверности, а скорее о романном представлении того времени. В «Дуэлянте» многое замешано на понятиях о чести и любви. Главный антагонист фильма граф Беклемишев с их помощью манипулирует чуть ли не целым городом, уничтожает неугодных и пытается заполучить ту, которую полюбил (насколько этот персонаж вообще способен любить).

Под конец весь фильм становится дуэлью двух человек: Яковлева и Беклемишева. И эта битва не только за попранную честь и несправедливо убитых, а еще и абстрактный поединок добра со злом. Перенеся действия в позапрошлый век, Мизгирев остался верен себе. «Дуэлянт» – фильм о несправедливости власти, о личности против толпы, о хрупкости выбранного пути и о том, что этот путь только в твоих руках. А еще это чуть ли не первый дорогой фильм российского производства, за который не стыдно и который каждым свои кадром оправдывает вложенные в него средства. Авторский блокбастер о том, что все плохо. Когда действия в фильме происходят на улице, в кадре на заднем плане то и дело мелькают строительные леса. Строится новая эпоха. Проблемы там будут те же.

 

Автор текста: Мирный Валерий

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВЕЩЬ ДНЯ
20.12.2023
А-ба-ба-га-ла-ма-га
Так ніхто не кохав. Антологія української поезії про кохання
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).