Последний купец: история коллекции Сергея Щукина

Герои
14.08.2020
ТЕКСТ: Юрий Амосов
Одного из самых дорогих в мире частных собраний
ПОДЕЛИТЬСЯ

В 2016-м, после долгих переговоров между Государственным Эрмитажем и Государственным музеем изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, благодаря стараниям Андре-Марка Делок-Фурко и куратора выставки Анны Балдассари, в Fondation Louis Vuitton впервые с 1948 года соединили воедино самое широкое собрание современного искусства конца ХIХ – начала ХХ столетий: коллекцию русского текстильного магната и купца, визионера с чудаковатым вкусом Сергея Щукина. Принадлежащие ему полотна Моне, Ренуара, Гогена, Матисса и Пикассо возвратились в Париж.

Такого ажиотажа город всех художников не видел уже давно. Посмотреть на историческое воссоединение коллекции московского купца «Шедевры нового искусства. Собрание С. И. Щукина» пришли 1,2 миллиона человек. В связи с этим экспозицию продлили на две недели, а позже ее нарекли самой кассовой выставкой Франции за последние 50 лет.

Перед зрителями Fondation Louis Vuitton предстали 130 работ: от «Пьеро и Арлекина» Поля Сезанна, «Танцовщиц» Эдгара Дега, «Девушек в черном» Огюста Ренуара, «Оперного проезда» Камиля Писсарро, пейзажей и «Завтрака на траве» Клода Моне, «Гаитянок» Поля Гогена, «Арльских дам» Винсента Ван Гога до исполинских полотен Матисса, «Любительницы абсента» и кубических героев Пикассо, примитивиста Анри Руссо, а также всего того, что при всеобщем непонимании и осуждении Сергей Щукин, повинуясь какому-то неведомому чувству и желанию, скупал у парижских маршанов.

Готовя коллекцию к показу, куратор выставки Анна Балдассари по просьбе Бернара Арно дополнила ее работами художников русского авангарда – Малевича, Татлина и Ларионова, на взгляды и творчество которых, безусловно, повлияло собрание Щукина. Фонд профинансировал реставрацию некоторых полотен, в том числе «Мастерскую художника» («Розовая мастерская», 1911) Анри Матисса.

 Fondation Louis Vuitton, Париж, архитектор Фрэнк Гери

Хронологию щукинского собрания правильнее всего будет начать с московских купцов-коллекционеров – братьев Щукиных. Ею занялась историк и главный биограф коллекционера Наталия Семенова. В 2019 году она выпустила монографию «Сага о Щукиных», собрав по крупицам из воспоминаний, писем и документов всю биографию Сергея Ивановича и историю создания его коллекции. В этом Наталии помог внук и инициатор возвращения памятных предметов искусства своего деда на родину Андре-Марк Делок-Фурко.

Сергей Щукин родился в 1852 году и происходил из двух старообрядческих купеческих семей Москвы: Щукиных, боровских купцов-текстильщиков (по отцу), и «чайных королей» Боткиных (по линии матери). Дядей Сергею приходился тот самый доктор Боткин, основоположник русской клинической медицины, а двоюродным братом – Евгений Боткин, лейб-медик Николая II, расстрелянный вместе с царской семьей.

Сергей был самым захудалым из шести братьев. Мать усердно опекала хрупкого с рождения и сильно заикающегося мальчика, поэтому он не поехал учиться в строгие немецкие школы-интернаты, в которые отец будущих коллекционеров, купец первой гильдии Иван Васильевич Щукин отправлял своих сыновей, достигших 10 лет. Сергея оставили на домашнем обучении с сестрами.

Иван Васильевич никогда не возлагал особых надежд на своего среднего сына. Хотя тот проявлял целеустремленность и обладал сильным характером, этого никто не замечал. Однако позже, после смерти отца в 1890 году, когда пришло время передавать дела торгового дома «И. В. Щукин с сыновьями» дальше по родовой линии, оба старших брата, Николай и Петр, отказались от семейного дела, поручив управление и раздел на паи среднему. Вместе с компанией Сергею Щукину отошел и дворец Трубецких (где в свое время бывал Пушкин), купленный когда-то его отцом у вдовствующей княгини. Через десяток лет этот аристократический особняк одного из богатейших московских купцов распахнет свои парадные двери и покажет всему свету уникальное собрание нового европейского искусства.

Сергей Щукин

Петр стал одним из крупнейших собирателей русских и про- чих древностей. Он отдавался этому делу с маниакальным пристрастием – для размещения коллекции понадобился целый дом. Щукин купил участок на Малой Грузинской, на котором по его заказу Борис Фрейденберг построил настоящие боярские каменные хоромы. Затем они были дополнены вторым зданием и соединены с ним подземным туннелем. Все свое собрание меценат передал городу в качестве филиала Российского исторического музея. За такой великодушный дар Петру Щукину был высочайше пожалован чин действительного статского советника, приравненный к генеральскому.

Младший брат Сергея, Дмитрий, был собирателем произведе- ний старых мастеров. В своем деле он оказался более чем щепетильным: покупал картины исключительно с идеальным провенансом и только после долгих консультаций и экспертиз. Однажды, испугавшись фальшивой подписи на чужом холсте, он упустил подлинного Вермеера. Так же, как и старший брат, Дмитрий завещал свое собрание городу, в частности Румянцевскому музею. После событий 1917 года коллекция была национализирована, в его доме в Староконюшенном переулке открыли Первый Музей старой западной живописи, а сам Дмитрий был назначен младшим помощником хранителя. В 1924 году, после преобразования его собрания и переезда в новый Музей изящных искусств, бывшего коллекционера сделали одним из хранителей итальянского отдела. Полностью ослепший Дмитрий Иванович доживал свою жизнь в темной комнатке во флигеле бывшей усадьбы Морозова на Пречистенке, куда перевезли собрание его брата Сергея.

Более легкой можно назвать только судьбу младшего брата, Ивана. (Именно благодаря ему Сергей увлекся современным искусством.) В 1895 году, после смерти брата Владимира, самого близкого для Ивана человека, он решил, что его уже ничто не держит в холодной Москве, уехал в Париж и больше никогда не возвращался в Россию. Не приехал даже на похороны матери.

В ноябре Ивану исполняется 26 лет, и он вступает в права наследования. Свой пай в семейном деле Иван передал в управление старшему брату Сергею, который обязался ежегодно выплачивать ему 2500 рублей в качестве дивидендов.

Парижская жизнь сделала из сына богатого московского купца настоящего героя тогдашнего культурного общества. Он писал статьи в московские журналы под псевдонимом Jean Brochet, читал курсы в брюссельском Вольном университете и в Русской Высшей школе общественных наук, был знаком со всеми художниками и их маршанами и так же, как и все братья, увлекался собирательством: огромная коллекция книг, шкафами с которыми были уставлены все комнаты богемных апартаментов Ивана на авеню Ваграм, и первые купленные полотна импрессионистов. У него в гостях бывало все русское общество Парижа: Зинаида Гиппиус, Антон Чехов, Василий Немирович-Данченко, Максимилиан Волошин, Сергей Дягилев и многие другие.

Тем временем русский аристократ купеческого происхождения становился завсегдатаем Парижских салонов. В первые годы он покупал работы современных французов: «Портрет Антонина Пруста» Эдуарда Мане, «Натюрморт с чайником» и «Дом с деревом в квартале Эрмитаж в Понтуазе» Поля Сезанна, «Дон Кихот» Оноре Домье, «Портрет Альфреда Сислея» Огюста Ренуара, «Сад Добиньи» Винсента Ван Гога и еще два десятка произведений, – о чем восторженно сообщал старшему брату Сергею. Но потом Иван круто изменил свои пристрастия и увлекся работами старых мастеров. Распродав в 1900 году на аукционе свою скромную коллекцию, он начал приобретать картины Эль Греко, Гойи и Веласкеса. Покупал быстро, жадно выхватывая появившееся из ниоткуда полотно, часто забывая о его провенансе.

Довольно скоро вокруг коллекции парижского Щукина начали множиться слухи о подделках. И главная беда была в том, что Иван покупал не только для себя: он уже давно заделался активным маршаном. К 1905-му его наследство растаяло, а скромные заработки парижского интеллектуала с русскими корнями не позволяли вести достойную жизнь. Единственным способом расплатиться с долгами и жить дальше была распродажа накопленной живописи испанской школы: 22 картины Эль Греко, 32 – Гойи и еще 47 лотов. Но прошедший 9 апреля 1907 года аукцион покрыл лишь малую часть долгов. Второго января 1908 года Иван застрелился.

Особняк Сергея Щукина (Бывший Дворец Трубецких) в Большом Знаменском переулке, 1914

Из всех братьев Сергей Иванович был, пожалуй, самым парадоксальным, фанатичным и чувственным – визионером нового искусства. К 1904 году он стал постоянным посетителем Парижских салонов и главным русским клиентом здешних маршанов. Он никогда не торговался, но все покупки совершал обдуманно и точно, следуя какой-то своей внутренней логике. Сергей Щукин увозил из Франции в Россию полотна художников, которых не до конца понимали в самом Париже. И в этом был его главный феномен и подвиг.

«К 1904 году сложилась «первая» щукинская коллекция (по- рядка 50 работ), являвшая довольно полную картину тогдаш- ней парижской художественной сцены. Помимо работ Моне со товарищи в ней можно было обнаружить более двух десят- ков необычайно модных на рубеже веков имен самых разно- плановых художников. Завершал коллекцию пейзаж «отца реализма» Гюстава Курбе «Хижина в горах», с которого авторы будущих путеводителей по щукинской галерее будут начинать ее описание».*

Что искал Сергей Щукин в этих полотнах? Как он сам говорил, нужно внимательно смотреть на картину: если у зрителя «затрепещет» и появится волнительная дрожь – это будет главным сигналом. Он отдавался эмоциям, не раздумывал – и, следуя этим принципам, собирал одну из величайших частных коллекций в мире.

Зимой 1905-го Москва стала главным очагом революции. Оценив риски нарастающей волны митингов, Щукин решил обезопасить себя и свое дело: «На исходе 1905 года торговый дом «И. В. Щукин с сыновьями» зарезервировал за собой запасы текстиля во всей империи, скупив в течение нескольких недель по самым низким ценам и на самых выгодных кредитных условиях весь товар. Щукины сделались монополистами. Восстановление рынка было лишь вопросом времени».*

Во время мятежных событий первой русской революции ку- печеская семья Щукиных находилась в Египте. Оттуда их вызвали в связи с трагическим случаем: 27 марта в Москве-реке нашли тело пропавшего 17-летнего сына Сергея Ивановича. Это стало для Щукина началом череды траурных церемоний в его дворце Трубецких в Большом Знаменском переулке.

В начале мая 1906 года в Париже Сергей Щукин познакомился с Матиссом и побывал в его мастерской на набережной Сен-Мишель. В тот год он также купил семь работ Гогена и автопортрет Сезанна.

В 1907-м скончалась жена коллекционера Лидия. Этот удар сильно отразился на дальнейшей деятельности Щукина. Сразу после похорон Сергей Иванович оформил завещание, в котором велел передать свое собрание Третьяковской галерее. Больше года московский коллекционер держал траур по ушедшей супруге и не купил ни одной картины. Но уже в 1908 году он привез из Парижа сразу пять работ Поля Гогена, в том числе полотно «Жена короля» – гогеновский иконостас в парадной столовой дворца Трубецких был собран. Щукин решил расширить алфавит своего собрания, добавив в него произведения Матисса и Пикассо. Матисс стал первым, у кого Сергей Иванович начал заказывать картины.

Щукин был восхищен полотном «Купальщицы с черепахой», которое было написано для немецкого коллекционера. Сергей Иванович скупал у парижских маршанов все полотна еще никому неизвестного будущего лидера фовистов и уговаривал Матисса повторить его «Купальщиц». Художник отказал купцу, но пообещал написать вариацию на уже известный сюжет – полотно «Игра в шары». Щукин стал одним из главных собирателей работ Матисса: в его коллекции были «Красные рыбы», цветочные натюрморты, «Розовая мастерская», «Цыганка с бубном», «Уголок мастерской», «Настурции. Панно «Танец» II», «Красная комната», «Люксембургский сад», «Дама в зеленом», «Нимфа и сатир» и, конечно, два исполинских панно для парадной лестницы дворца на Знаменке («Танец» и «Музыка»). Всего – 53 картины.

Розовая гостиная (зал Матисса) в особняке Щукина, 1914 год Розовая гостиная (зал Матисса) в особняке Щукина, 1914 год Парадная столовая (зал Гогена) в особняке Щукина, 1914 год Парадная столовая (зал Гогена) в особняке Щукина, 1914 год Музыкальный салон (зал Моне и импрессионистов) в особняке Щукина, 1914 год

История заказа московским старообрядцем-фабрикантом у Матисса двух полотен для украшения парадной лестницы дворца Щукина сегодня стала уже анекдотичной. Там, где у всех столичных купцов и коллекционеров висели бушующие волны Айвазовского, густые рощи Шишкина или работы старых мастеров, Щукин решил разместить красочные безмятежные танцы французского фовиста. Ему было плевать на роящееся за спиной осуждение его декадентских вкусов даже от тех, кто мог встать на его сторону. Например, чета Репиных после посещения купеческого живописного собрания осталась в самых смутных впечатлениях.

В то время Сергей Щукин, решив разбавить тишину анфилад дворца Трубецких детскими голосами, взял на воспитание трех сирот (Аня и Варя, судьба третьей девочки неизвестна), поэтому размещение откровенных, по мнению тогдашнего общества и, возможно, самого коллекционера, красочных сюжетов Матисса на парадной лестнице было невозможно. О вкусовых мытарствах тех времен свидетельствует и переписка заказчика с художником: «Эскизы прекрасны и невероятно благородны по цвету и рисунку, но увы! Я не могу поместить ню у себя на лестнице, – оправдывается Сергей Иванович. – После смерти одного из моих родственников я принял к себе в дом девочек, а у нас в России (мы здесь немного на Востоке) нельзя показывать ню девочкам».

После получения последнего эскиза «Танца» купец обдумывал свой дерзкий вызов целую ночь, а утром 31 марта написал: «Сударь, я нахожу в вашем панно «Танец» столько благородства, что решил пренебречь нашим буржуазным мнением и поместить у себя на лестнице сюжет с обнаженными. В то же время нужно будет второе панно, сюжетом которого могла бы быть музыка... Все мои оговорки... аннулированы моей телеграммой...

КЛОД МОНЕ «ДАМА В САДУ», 1867
ПАБЛО РУИС ПИКАССО «ЛЮБИТЕЛЬНИЦА АБСЕНТА», 1901
ПОЛЬ СЕЗАНН «ПЬЕРО И АРЛЕКИН» («МАСЛЕНИЦА» ИЛИ «МАРДИ-ГРА»), 1885–1890
ПАБЛО РУИС ПИКАССО «ЖЕНЩИНА С ВЕЕРОМ», 1907
АНРИ МАТИСС «ТАНЕЦ», 1910
ПОЛЬ ГОГЕН «А, ТЫ РЕВНУЕШЬ?», 1892
КЛОД МОНЕ «РУАНСКИЙ СОБОР В ПОЛДЕНЬ (ПОРТАЛ И БАШНЯ Д’АЛЬБАНА)», 1894
ЭДГАР ДЕГА «ГОЛУБЫЕ ТАНЦОВЩИЦЫ», ОКОЛО 1899
АНРИ МАТИСС «КРАСНЫЕ РЫБЫ» («ЗОЛОТЫЕ РЫБКИ»), 1912
ПАБЛО РУИС ПИКАССО «ИСПАНКА С ОСТРОВА МАЙОРКА», ОКОЛО 1905
ВИНСЕНТ ВАН ГОГ «ВОСПОМИНАНИЕ О САДЕ В ЭТТЕНЕ» («АРЛЬСКИЕ ДАМЫ»), 1888
КАМИЛЬ ПИССАРРО «ОПЕРНЫЙ ПРОЕЗД В ПАРИЖЕ. ЭФФЕКТ СНЕГА. УТРО», 1898
ПЬЕР ОГЮСТ РЕНУАР «ДЕВУШКИ В ЧЕРНОМ», 1880–1882
ХРИСТИАН КОРНЕЛИУС (КСАН) КРОН «ПОРТРЕТ С. И. ЩУКИНА (В РОСТ)», 1916
КЛОД МОНЕ «ДАМА В САДУ», 1867
ПАБЛО РУИС ПИКАССО «ЛЮБИТЕЛЬНИЦА АБСЕНТА», 1901
ПОЛЬ СЕЗАНН «ПЬЕРО И АРЛЕКИН» («МАСЛЕНИЦА» ИЛИ «МАРДИ-ГРА»), 1885–1890
ПАБЛО РУИС ПИКАССО «ЖЕНЩИНА С ВЕЕРОМ», 1907
АНРИ МАТИСС «ТАНЕЦ», 1910
ПОЛЬ ГОГЕН «А, ТЫ РЕВНУЕШЬ?», 1892
КЛОД МОНЕ «РУАНСКИЙ СОБОР В ПОЛДЕНЬ (ПОРТАЛ И БАШНЯ Д’АЛЬБАНА)», 1894
ЭДГАР ДЕГА «ГОЛУБЫЕ ТАНЦОВЩИЦЫ», ОКОЛО 1899
АНРИ МАТИСС «КРАСНЫЕ РЫБЫ» («ЗОЛОТЫЕ РЫБКИ»), 1912
ПАБЛО РУИС ПИКАССО «ИСПАНКА С ОСТРОВА МАЙОРКА», ОКОЛО 1905
ВИНСЕНТ ВАН ГОГ «ВОСПОМИНАНИЕ О САДЕ В ЭТТЕНЕ» («АРЛЬСКИЕ ДАМЫ»), 1888
КАМИЛЬ ПИССАРРО «ОПЕРНЫЙ ПРОЕЗД В ПАРИЖЕ. ЭФФЕКТ СНЕГА. УТРО», 1898
ПЬЕР ОГЮСТ РЕНУАР «ДЕВУШКИ В ЧЕРНОМ», 1880–1882
ХРИСТИАН КОРНЕЛИУС (КСАН) КРОН «ПОРТРЕТ С. И. ЩУКИНА (В РОСТ)», 1916
01 00
КЛОД МОНЕ «ДАМА В САДУ», 1867
ПОДЕЛИТЬСЯ

Теперь у вас есть окончательный заказ на оба панно». Так богатый купец с диковинным вкусом стал владельцем двух самых значимых полотен Матисса.

В 1910 году выстрелом в грудь покончил с собой 21-летний сын Щукина Георгий.

В 1911-м Сергей Иванович пригласил к себе в гости Матисса, вернее, привез его из Парижа через Петербург в Москву. Художника встречали с почестями: на званый ужин в щукинский дом был приглашен другой видный собиратель его живописи – купец-миллионщик Иван Морозов, а для культурного фланирования по Москве ради Матисса бросил все свои дела попечитель Третьяковского собрания Илья Остроухов. Художник мечтал увидеть настоящую русскую зиму, но в тот год пришлось довольствоваться только холодными дождями.

Пребывая в гостях во дворце Трубецких, Матисс решил преподнести хозяину дома урок по экспонированию. Художник пропустил мимо глаз, что Щукин все-таки закрасил половые признаки у одного из героев полотна «Музыка», но то, что его работы разбросаны по всей коллекции и не имеют единого экспозиционного пространства, Матисс стерпеть не смог. Он попросил соединить все свои полотна в одном зале (выбор пал на розовую гостиную XVIII века, где прежде висели картины Сезанна и Дега) и, не обращая внимания на нехватку пространства, велел вешать полотна прямо поверх медальонов. Так в щукинском почти музее наряду с парадной столовой с гогеновским иконостасом и салоном Моне появилась гостиная Матисса.

В 1908-м (по воспоминаниям самого художника в 1909 году) Щукин впервые купил работу Пикассо. Живописца и собирателя познакомил их общий друг Анри Матисс. Кубическим портретом дамы с веером видный московский коллекционер кинул свой последний вызов обществу. По воспоминаниям самого Сергея Ивановича, он решил приобрести кубиста исключительно для полноты собрания, но работа художника так враждовала с остальной частью коллекции, что эту картину пришлось повесить в коридоре. Каждый день проходя мимо полотна, Щукин ощущал во рту треск битого стекла. Это был тот самый щукинский импульс – собирать еще! И уже к 1910 году купец стал главным покупателем Пикассо. Всего Щукин приобрел 35 полотен, среди которых – розовые и голубые периоды: «Любительница абсента», «Старый еврей с мальчиком», «Портрет поэта Сабартеса», а также кубические портреты «Женщина с веером», «Фабрика в селении Хорта де Эбро» и часть распроданного в 1913-м собрания Стайнов. Таким образом во дворце Трубецких в Знаменском переулке появился кабинет Пикассо.

«Творец не опережает свое поколение, – скажет Гертруда Стайн. – Просто он первым из современников осознает, что происходит с его поколением». Пикассо первым осознал это. И Сергей Щукин поверил ему».*

Кабинет Пикассо в особняке Щукина, 1914 год

В 1913 году был составлен первый каталог щукинского собра- ния. Он включал 232 произведения. А в начале 1914 года фотограф Павел Орлов отснял все пять залов галереи дворца Трубецких, открытых для посетителей.

В мае 1914-го Сергей Щукин женился на учительнице музыки Надежде Конюс. Волнительное начало Первой мировой семья ре- шила переждать в Италии. Но 24 июля они возвратились домой. Перед этим Щукин даже успел заказать у Матисса еще две работы, но так и не смог переслать художнику аванс: 2 ноября московские биржи уже были закрыты. Невозможность пополнять коллекцию удручала страстного собирателя, но полотна русских художников он не покупал из принципа. Лишь однажды, в 1915-м, пожелав получить свой портрет, но не имея возможности заказать его у Матисса или Пикассо, Щукин обратился к молодому норвежскому художнику Христиану Крону, который недавно переехал в Москву. Заказчик выразил только одно пожелание: «Пишите как можно проще». И оно было учтено.

Началась Февральская революция. Учитывая весьма тревожное положение в обществе и беспорядок в городе, многие московские собиратели обратились в музеи, желая сдать на хранение свои коллекции и не подозревая, что прощаются с ними навсегда. Щукин одним из последних обратился в Музей изящных искусств, но в то время у музея на Волхонке начались проблемы с отоплением, и Сергей Иванович все же решил оставить собрание в особняке на Знаменке.

В июне 1918 года, анализируя происходящее и не дожидаясь торжества большевистского порядка, Щукин принял решение вместе с маленькой дочерью и женой покинуть красную Москву. Единственным выходом в то время был «украинский поезд»: «Все лето и осень 1918 года уходили из Москвы в Киев поезда, каждый в сопровождении [представителя] Украинского министерства иностранных дел. Списки эвакуируемых перед тем утверждались советским Комиссариатом иностранных дел», – вспоминал князь Илларион Васильчиков, обязанный, как и Щукины, своим спасе- нием «украинскому поезду».*

Ехать вместе было опасно: могли заподозрить в эмиграции. Сергей Иванович посадил на Брянском вокзале Надежду с дочерью и гувернанткой в поезд, который следовал в еще свободный Киев. Купеческое происхождение пассажиров Щукиных выдавала только роскошная огромная кукла трехлетней Ирины. Когда солдат решил отобрать эту игрушку, за маленькую девочку вступились все пассажиры поезда – кукла Тамара все-таки осталось у своей хозяйки. Сама хозяйка, конечно, не знала, что перед поездкой родители заботливо зашили в ее игрушку множество ювелирных украшений, золота и бриллиантов, поскольку другого способа перевезти их уже не было.

Оставив свое собрание на попечение старшей дочери и зятя, Сергей Щукин вместе с сыном Иваном по поддельным паспортам отправился вслед за Надеждой и дочерью в Киев. По семейной легенде, на вокзале носильщики узнали Щукина и стали наперебой предлагать свои услуги. Купец, конечно, открещивался. Прибыв в Киев, Щукин-старший отправился к семье в Веймар, а Иван примкнул к белому движению – так их пути разошлись.

10 марта 1918 года помощник комиссара имуществ Москвы Евгений Орановский утвердил графа Михаила фон Келлера, мужа дочери коллекционера Екатерины, в должности хранителя галереи. 5 ноября 1918 года специальным декретом Совета народных комиссаров, подписанным Владимиром Ульяновым (Лениным), коллекция была национализирована.

Из Веймара по выданным консульством России в Женеве новым паспортам семья некогда миллионера и коллекционера Щукина иммигрировала через Швейцарию в Ниццу. На Ривьере, которая для многих свергнутых богачей стала последним пристанищем, Сергей Щукин встретил Матисса. Ему было неловко сообщать художнику, что он больше не может позволить себе покупать его работы. Сам Матисс упрямо отказывался верить в бедственное положение своего главного клиента. Позже их отношения вовсе закончились, и, встречая Матисса на улице, Щукин спешил перейти на другую сторону. Он понимал, что собирательство навсегда осталось в его богатом прошлом, в роскошном дворце Трубецких в Москве.

Сергей Щукин с семьей в эмиграции, 1919 –1920 Сергей Щукин с семьей в эмиграции, 1919 –1920

Тем временем 15 августа 1919 года особняк в Большом Знаменском переулке открыл свои парадные двери для посетителей. Теперь он носил название «Первый Музей новой западной живописи». Частное щукинское собрание стало народным. В 1922 году его хранители, Екатерина и Михаил фон Келлер, с шестью детьми, бабушкой, английской гувернанткой и пятью собаками выехали через Петроград в Ригу, а оттуда – в Германию. В октябре 1928 года Первый Музей объединили со Вторым Музеем новой западной живописи – бывшим собранием купца Мо- розова – в особняке на Пречистенке. Собранный из полотен Гогена «иконостас», розовая гостиная Матисса, музыкальный салон Моне и кабинет Пикассо остались лишь на фотографиях. Новый музей стали именовать ГМНЗИ (Государственный музей нового западного искусства) – первый музей современного искусства в мире. Его собрание насчитывало 19 полотен Клода Моне, 11 – Ренуара, 29 – Гогена, 26 – Сезанна, 10 – Ван Гога, 9 – Дега, 14 – Боннара, 22 – Дерена, 53 – Матисса и столько же Пикассо.* Но музей со всем его буржуазным искусством декадентских французов простоял недолго. 7 июня 1941 года он перешел на военное положение и уже 15 июля был эвакуирован в Новосибирск. В 1944 году собрание возвратили в Москву и перевезли в Музей восточных культур.

6 марта 1948 года вышло подписанное Сталиным постановление No672 о ликвидации Государственного музея нового западного искусства. В 15-дневный срок нужно было отобрать и пере- дать в Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина (ГМИИ) «наиболее ценные произведения».

Условную целостность собрания (и его физическое существование) спас тогдашний директор Эрмитажа Иосиф Орбели. Вместе с супругой и специалистом по французскому искусству Антониной Изергиной, узнав о ликвидации музея, они прибыли в Москву, встретились с тогдашним директором ГМИИ скульптором Сергеем Меркуровым и договорились о разделе собрания.

К слову, Меркулов прославился своими изваяниями вождей и монументальной пропагандой. Одна из композиций памятников Ленину и Сталину его авторства была представлена на Всемирной выставке 1939 года в Нью-Йорке. Оттуда памятник Ленину из редкого карельского кварцита (материала, использованного для отделки Мавзолея в Москве) был перевезен в Киев и в 1946 году торжественно установлен на Бессарабской площади. А 8 декабря 2013 года изваяние было сброшено с пьедестала и разрушено.

Директор ГМИИ и директор Эрмитажа делили уникальное собрание современного искусства по принципу «тебе – мне» на протяжении пяти дней. Иосиф Орбели брал все рискованные полотна, от которых отказывался московский музей в лице директора Меркулова и хранителя особого фонда Андрея Чегодаева: кубические портреты Пикассо, полотна Дерена и исполинские панно Матисса. Работы из собрания ликвидированного Музея запад- ного искусства начали выставлять в Москве и Петербурге только после смерти Сталина.

Христиан Корнелиус Крон «Портрет Сергея Щукина», 1916 год

...Тем временем в Париже на пятом этаже шикарного османовского дома на рю Вильем в широкой 200-метровой квартире за большим обеденным столом собиралась вся многочисленная семья бывшего московского богача и главного коллекционера современного искусства Сергея Щукина: его жена со своей сестрой и ее детьми от первого брака, дочь Ирина с гувернанткой и его племянник.

До войны Сергей Иванович успел перевести часть своих активов в один из стокгольмских банков, что во многом помогло ему безбедно жить в иммиграции в главном городе всех художников. Заядлый коллекционер больше никогда не покупал картин (исключение – три работы и одна гуашь Рауля Дюфи), его глаза уже не горели искусством, а он сам, смирившись с судьбой, занимался своей большой семьей и воспитывал дочь. В 1923 году он попытался аннулировать завещание 1907 года, согласно которому все его собрание передавалось в дар Третьяковской галерее, выразив свое несогласие с национализацией собственной коллекции, но было слишком поздно. Легенда всех парижских маршанов и некогда главный их клиент теперь гулял по городу просто, не спеша, созерцая, но не собирая.

Сергей Щукин скончался 10 января 1936 года в Париже на 82-м году жизни. Его похоронили на кладбище Монмартр рядом с братом Иваном. Письмо о смерти Сергея Ивановича его сестра Надежда 20 лет бережно хранила со всеми письмами и фотографиями брата в тайном ящике секретера в своей тесной комнатке московской коммуналки.

В 2012 году по оценкам акционного дома Sotheby's коллекция Сергея Щукина была признана одним из самых дорогих в мире частных собраний – его стоимость составила $8,5 млрд.

Но финал у истории щукинской коллекции все-таки оказался счастливым, хотя и затянулся на столетие. В 2016 году под пост- модернистскими сводами авторства Френка Герри, в просторных залах Fondation Louis Vuitton, в районе Дефанс, 130 работ великих французов – от импрессионизма до кубизма и фовизма – на глазах миллионной публики впервые встретились в городе, из которого их когда-то очень давно увез в свое собрание гениальный коллекционер Сергей Щукин. Второй раз полное собрание показали летом 2019 года в ГМИИ имени А. С. Пушкина в родной Москве – там же, где в 1948 году эту коллекцию разделили. Более чем через 70 лет дама в зеленом Анри Матисса встретилась взглядом с доктором Реем Винсента Ван Гога – и снова небывалый ажиотаж. Зеркально, тем же летом, в Государственном Эрмитаже открылась выставка собрания братьев Морозовых, которая осенью 2020 года отправится в Fondation Louis Vuitton.

Сегодня полные собрания Сергея Щукина, Ивана Морозова и других московских собирателей современного искусства можно увидеть только на сайте Музея нового западного искусства. Физически же они все еще остаются разделенными между Государственным Эрмитажем и ГМИИ имени A. C. Пушкина.

 

* – Из книги Наталии Семеновой «Сага о Щукиных»

 

Читайте также: Спецпроект «Династии». Семья Терещенко. Часть I 

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).