Спецпроект «Коллекционеры». Отвечает Борис Гринев

Герои
23.05.2019
ТЕКСТ: Карина Качуровская
Как только покупатель — неважно, коллекционер или инвестор — начинает думать об искусстве как о товаре, он проигрывает.
ПОДЕЛИТЬСЯ

Несмотря на бесконечные споры на тему современного искусства, многочисленных хейтеров, высмеивающих работы актуальных художников, увы, взрыв «мыльного пузыря» откладывается на неопределенный срок. Арт-рынок по всему миру развивается с неимоверной скоростью, а число коллекционеров и арт-инвесторов растет с каждым днем – предметы искусства давно стали уникальным видом ликвидных активов. Для тех, кто решил повлиять на развитие культуры и стать ее частью был создан Украинский Клуб Коллекционеров Современного Искусства.

L'Officiel Hommes представляет цикл материалов, посвященных украинским меценатам – тем, кто уже вошел в историю и тем, кто популяризирует искусство в современной Украине.

В чем отличие инвесторов от коллекционеров, как искусство стало образом жизни и что делать, если решили влиться в мир арт-рынка, рассказывает Борис Гринев.

Борис Гринев

ОБ ОБРАЗОВАНИИ И ПЕРВОМ ИНТЕРЕСЕ К ИСКУССТВУ

В советские времена государство делало большие ставки на развитие науки. Ее достижения грандиозны — от прорыва в космос и освоения тайн атомного ядра до создания удивительной, оригинальной математической школы. Физика была овеяна романтикой, к тому же, в 70-е годы получить образование в этой области было очень престижно. Решение было принято в пользу кафедры физики твердого тела. И я благополучно поступил и получил диплом Харьковского государственного университета им. Максима Горького.

Примерно в середине 90-х гг., после защиты докторской (до этого всё было посвящено физике) я стал интересоваться, что происходит в культурном мире. Осознал, что искусство — это не только экспонаты, выставленные в музеях. Оно может окружать тебя и дома, и в рабочем кабинете. Внутри зародилось острое желание находиться среди прекрасного всегда. Чтобы заниматься искусством, нужно заработать деньги. Любой вопрос упирается в границы финансовой свободы. Но инвестироватьв культуру нужно хотя бы потому, что это интересно. Так происходит со мной. Я постоянно что-то познаю, я исследователь, поэтому постоянный поиск для меня оптимальное состояние.

ОБ ФОРМИРОВАНИИ СВОЕГО ВКУСА

Процесс самообразования увлекателен и бесконечен. Искусство не стоит на месте, и по мере того, как ты открываешь для себя что-то новое, начинаешь жить этим, ты сам движешься вперёд. Мы с супругой постоянно посещаем лекции, выставки, общаемся с искусствоведами. Ни одно путешествие не обходится без просмотра музейных коллекций. Стараемся не пропускать международные арт-ярмарки и крупные выставочные проекты. Анализировать, сопоставлять и ощущать, как оттачивается внутреннее чутье коллекционера, доставляет колоссальное удовольствие.

Первыми проводниками в мир искусства стали искусствоведы Харьковского художественного музея. В частности, я очень благодарен Ольге Денисенко. Вместе с художниками мы посещали выставки, они делились потрясающими знаниями в области теории искусств. Довольно интересно было слушать их интерпретации увиденного. Все эти события постепенно и вводили нас в дивную художественную среду.

01 00
ПОДЕЛИТЬСЯ

О ПЕРВЫХ ПОКУПКАХ

Начинали мы с антикварных произведений. Но вскоре переключились на современное искусство, так как рынок антиквариата переполнен подделками. После первой аферы с «липовой» работой Харлампия Костанди, у которой, как оказалось позже, кроме рамы ничего оригинального не было, мы решили, что надежнее общаться с художниками напрямую. Тогда, в середине и конце 1990-х у них фактически ничего не покупалось. Мы были одними из немногих, кто посещал мастерские и работал с авторами, организовывая выставки и печатая каталоги.

Сейчас это уже стало частью нашей жизни. Мы действительно делаем важную культурологическую работу. За более чем 25 лет мы собрали коллекцию, которая представляет украинское искусство второй половины XX – начала XXI веков. Для нас важен системный подход. Нашу коллекцию мы строим как дом, кирпич за кирпичом создаем единый комплекс, который смог бы отразить конкретные направления, периоды и течения в искусстве страны. От шестидесятников сквозь девяностые годы и до современности мы стремимся показать, как плавно возникают и сменяют друг друга эпохи.

ПРО МИР ИСКУССТВА КАК ЗАКРЫТЫЙ КЛУБ

Почему «закрытый клуб»? Я не согласен с такой формулировкой. Современное искусство максимально открытое и доступно всем, а вот понимание – это уже другой вопрос. Раньше выставки проводили в закрытых залах только для королевского двора. Они были рассчитаны на аристократию и элиту того времени. Сейчас, в эпоху свободного доступа к информации, все зависит от желания и намерения углублять знания в области современного искусства. Например, главная идея и стратегия развития нашей коллекции – ее публичность. Цель состоит в том, чтобы коллекция жила в украинском обществе и была им востребована. Именно с этим мотивом мы создали интернет-ресурс Grynyov Art Foundation с максимально имеющейся информации о конкретных произведения.

 

Борис Гринев

Когда в жизни человека появляется искусство – меняется и формат мышления. Эти изменения отражаются и в самоощущении, и в ведении дел. Если в офис интегрировать арт-объекты, как показывают исследования, эффективность сотрудников повышается в разы. С одной стороны это стимул к развитию, с другой стороны дает новый толчок своей компании – это уже прямой профит от таких инвестиций.

Возможно, слухи об этих «трансформациях» и являются катализатором увлечения многих бизнесменов арт-рынком. Но главное отличие коллекционеров от инвесторов — это мотивы, движущие факторы. Строить коллекцию на холодном расчете экономических показателей я бы не советовал. Так, галерист Эрве Аарон из Didier Aaron нередко говорит в своих интервью, что как только покупатель — неважно, коллекционер или инвестор — начинает думать об искусстве как о товаре, он проигрывает. Безусловно, предметы искусства имеют материальную ценность, но в отличии от недвижимости или акций, в них заложена глубокая эмоциональная составляющая. Я перешел от страстного увлечения к систематическому подходу формирования коллекции уже давно. Для меня это масштабная профессиональная деятельность, которая влияет на ситуацию в искусстве и художественной жизни страны.

Важным пазлом в общей картине культурных процессов стало открытие Украинского Клуба Коллекционеров. Это площадка для коммуникации и возможность углубить свои знания в сфере коллекционирования и арт-инвестициях. Особенно полезно для тех, кто только начинает формировать свое собрание. Участники имеют доступ к индивидуальным образовательным программам, экспертной поддержке и множеству привилегий, которые дадут ответ на вопрос: «что же все-таки значит этот мир современного искусства».

 

Читайте также: История коллекции Зенко Афтаназива

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).