Затаив дыхание, я вхожу в святая святых храма искусства – главный зал-мастерскую декораторов, что расположилась под сводами огромного монолита Днепропетровского театра оперы и балета, в самой глубине, над сценой. Озаренное солнцем помещение хранит историю и память о своем отце-основателе – театральном художнике Анатолии Арефьеве, столетие со дня рождения которого мы отмечаем в этом году.
Взгляд художника с большой черно-белой фотографии сопровождает меня в неспешной прогулке по коридорам и рабочим помещениям театра. Фото под стеклом, в деревянном багете, размещено над входной дверью в мастерскую, словно подкова на счастье, однако именно оно задает тон и масштаб всему тому, что создается тут несмотря на физическое отсутствие главного вдохновителя волшебства.
XX веку известен еще один потрясающий театральный гений – Леон Бакст. Однако эти два мастера, Бакст и Арефьев, исповедовали разные художественные принципы и ставили разные задачи. Искусство Бакста, яркое и активное, всегда обращало на себя внимание, в его работах отчетливо доминировала личность художника. Арефьев же, имея равное дарование, напротив, был скромен, робок и очень нейтрален во всем, что касалось публичности. Наиболее удачно было бы сравнить его с Диором. Правда, великий кутюрье отзывался о работе с театром исключительно негативно и даже предостерегал своего преемника, Ива Сен-Лорана, никогда не связывать моду со сценой, однако он обожал Женщину и готов был творить для нее, открывать ее лучшие грани, скромно оставаясь в тени... После Второй мировой войны, когда мода во Франции переживала тяжелейшие времена, Диор создавал невиданные наряды с невероятным количеством ручных деталей, украшенные драгоценными камнями... Так и Арефьев служил театральному искусству: пронеся любовь и преданность ему через всю свою долгую творческую жизнь, он создавал для сцены невероятные, «кутюрные» наряды, интерьеры и занавесы.
27 января 1989 года в личном деле Анатолия Васильевича Арефьева, народного художника СССР, лауреата Национальной премии им. Т. Г. Шевченко, появилась последняя запись: «Прекратил работу в связи со смертью». Эскизы, костюмы, декорации Арефьева неоднократно экспонировались на международных выставках в Европе, Америке, Азии. Его имя служит штампом, гарантией высокой театральной культуры, символом подлинного мастерства художника. При жизни Анатолий Арефьев заслужил невероятное уважение своей кропотливой и очень сложной работой настоящего мануфактурщика. Откуда и как в сельском учителе рисования зародился интерес к высокому искусству оперы и балета – неразгаданная тайна. Работая в театре, в 9 утра он начинал ежедневный обход подвластных владений: пошивочный цех, декорационный, бутафорский, столярный. Он знал все обо всем: учил всему не только в профессии, учил вдохновенному служению театру, безграничной любви к театральному действу, мистерии. Главные творения в жизни выдающегося театрального мастера мирового масштаба – оформленные им спектакли, спектакли-открытия – всегда и безоговорочно в репертуаре театра. Все так же современны, актуальны, многослойны и метафоричны «Князь Игорь», «Борис Годунов», «Аида», «Свадьба Фигаро», «Ромео и Джульетта», «Тысяча и одна ночь».
Днепропетровский академический театр оперы и балета в честь столетия со дня рождения Анатолия Арефьева, одного из основателей современного театра, совместно с арт-фондом OLOS-Art и журналом L’Officiel Hommes UA открывает ретроспективный взгляд на театральное наследие выдающегося художника.
«КНЯЗЬ ИГОРЬ»
Премьера состоялась 25 декабря 1974 г.
Спектакль является визитной карточкой театра. Именно премьерой оперы «Князь Игорь» в 1974 году открылся Днепропетровский театр оперы и балета. Анатолий Арефьев разработал 35 элементов декораций: задники, кулисы, падуги. Было создано 300 оригинальных костюмов для солистов оперы и кордебалета. В опере использовалось большое количество сабель, мечей, макетов орудий, кольчуг, произведенных в бутафорском цехе молодого театра.
Главные партии исполняют: Князь Игорь – Владимир Гудзь, Ярославна – Екатерина Миколайко, Князь Галицкий – Игорь Бабенко, Князь Владимир – Теймураз Парулава, Хан Кончак – Вадим Бабенко, Половецкая девушка – Любовь Рыбак.
Спектакль-легенда, по праву вошедший в золотой фонд театра. Созданный талантливейшими мастерами сцены, он представляет собой изумительное зрелище, достойное уникального синтеза великой музыки и гениальной поэзии. Счастливым дополнением служит грандиозная хореография М. Фокина в Половецких плясках.
«БОРИС ГОДУНОВ»
Премьера состоялась 21 марта 1979 г.
Опера, которая покоряет масштабом и красочностью художественного оформления. В спектакле используются писаные декорации, нарисованы 10 задников и так называемая панорама, состоящая из трех задников, ее размер – 11 х 55 метров. Анатолий Арефьев разработал и сшил около двухсот костюмов для солистов оперы, артистов хора и балета.
Исполнители: Борис – Владимир Гудзь, Ксения – Елена Самойлова, Марина Мнишек – заслуженная артистка Украины Ольга Ус, Самозванец – Теймураз Парулава.
«Борис Годунов» – музыкальная драма, пропитанная народным духом, ярко раскрывающая многогранную картину эпохи. Сюжет поражает шекспировской широтой и смелостью контрастов. Действующие лица обрисованы глубоко и психологически точно. В музыке новаторски воплощен мятежный, бунтарский дух народа, с потрясающей силой раскрывается трагедия одиночества и обреченности человека на троне.
«АИДА»
Премьера состоялась 18 июня 1981 г.
Для оперы создано 6 задников и 9 планов масштабных деревянных декораций. Массовый спектакль с участием артистов хора и балета предполагал одновременное нахождение на сцене до ста человек. Подготовлены 150 костюмов и масса различной бутафории – от мебели и музыкальных инструментов до оружия.
Аида – Екатерина Кравченко, Амнерис – заслуженная артистка Украины Ольга Ус, Радамес – Теймураз Парулава, Амонасро – заслуженный артист Украины Александр Сергеев.
Этой истории несколько тысяч лет, но в ней есть все, что способно увлечь современного зрителя: и роковая любовь, и любовный треугольник (Аида – Амнерис – Радамес), и преступление. Есть женское коварство, трагические совпадения, смерть и торжество истинных чувств.
«ТЫСЯЧА И ОДНА НОЧЬ»
Премьера состоялась 28 мая 1982 г.
Для оформления сцены задействовано более 15 полотен декораций, 5 планов кулис и 5 падуг. В балетном спектакле участвует вся труппа театра, для которой были разработаны и сшиты160 костюмов. В изготовлении декораций использовались только натуральные ткани: бязь, бархат, двунитка (применяемые в ней волокна специально удваиваются для прочности).
Персонажи и исполнители: Шахерезада – Екатерина Шмигельськая, Шахрияр – Алексей Чорич, Нурида – Дарья Ганник, Принцесса Будур – Алина Веретина, Аладдин – Денис Коваленко, Птица Рух – Рамина Бураева, Птенец – Елена Бадалова.
Балет «Тысяча и одна ночь» поставлен по мотивам знаменитых арабских сказок и притч, рассказанных красавицей Шахерезадой царю Шахрияру. В этом балете сплелись воедино сказочный и реальный мир, вымысел и настоящие чувства и страсти. В нем есть все, чем влечет, пленяет, чарует и дразнит воображение таинственный Восток: прекрасная наивность вечной сказки и ее мудрость, знойные восточные страсти, нега, чувственность. И конечно, любовь! Любовь всепобеждающая, желанная, истинная, единственная, способная преодолевать любые преграды.
«СВАДЬБА ФИГАРО»
Премьера состоялась 11 марта 1983 г.
Эта опера – одна из самых сдержанных и «пастельных» в художественной карьере Анатолия Арефьева. Им было создано 5 планов кулис, разработано и отрисовано 4 задника декораций, 24 декоративные аппликационные ширмы. Из пошивочных цехов театра вышло 80 костюмов.
Партии исполняют: Граф – Владимир Гудзь, Графиня – Екатерина Кравченко, Фигаро – заслуженный артист Украины Александр Сергеев, Сюзанна – Елена Самойлова, Керубино – Николай Ефименко.
«Свадьба Фигаро» – бытовая комическая опера, в которой Моцарту, первому в истории музыкального театра, удалось ярко и многосторонне раскрыть в действии живые индивидуальные характеры. Отношения, столкновения этих характеров определили многие черты музыкальной драматургии «Свадьбы Фигаро», придали гибкость, разнообразие ее оперным формам. Стараниями Фигаро, ловкого слуги графа Альмавивы, все жители замка вовлечены в любовную круговерть, насыщенную интригами и нелепыми случайностями. Впрочем, завершается «безумный день» веселым праздником. Стремительное и веселое действие раскрывает живые характеры персонажей, а чередование ансамблей, арий и изящных дуэтов создает необходимое музыкальное разнообразие.
БАЛЕТ «РОМЕО И ДЖУЛЬЕТТА»
Премьера состоялась 1 ноября 1985 г.
Именно этот балет был показан Днепропетровским театром оперы и балета на сцене Большого театра во время гастролей в Москве. Балет «Ромео и Джульетта» имеет 12 планов декораций, два плана кулис и большое количество деревянных декораций. Для балета были разработаны и сшиты 120 оригинальных костюмов.
Исполнители: Джульетта – Анна Салманова, Ромео – Александр Габелко, Родители Джульетты – Дарья Дубровина и Игорь Касьян.
«Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Ромео и Джульетте» – это грустное заключение известно даже тем, кто никогда не читал трагедию Шекспира. Написанная драматур- гом в XVI веке, она до сих пор волнует людские сердца. Неудивительно, что произведение стало источником вдохновения для одного из наиболее выдающихся композиторов ХХ века – Сергея Прокофьева.
P.S.
...Кисть гладила черную, немного вспушенную, даже растрепанную ткань нежно, но уверенно, оставляя, словно капли на воде, удивительные, округлые, расходящиеся от центра золотистые узоры. Рука, уже немолодая, натруженная, скользила по воздуху словно перо, доводя фактурное изображение до совершенства. Мастер был занят созданием очередного костюма, декорации или сценического задника. В приоткрытую дверь или в замочную скважину его кабинета, залитого лучами утреннего солнца, приходилось всматриваться прищурясь. Это было манящее, завораживающее зрелище, таинство: казалось, вдали от посторонних глаз на холсты и полотна будущих декораций снисходит священный огонь, заливая светом рождающиеся творения. Художник всегда работал наедине, погрузившись в некие очень далекие, непознанные миры и дали, дорогу в которые знал лишь он. Природный талант подкрепило наработанное годами мастерство, а фантазия не знала границ, ограничений, бюджетов и цензуры. Анатолий Арефьев мыслил масштабно, позволяя себе создавать для спектаклей такие декорации, которые превосходили все необходимые потребности балетной или оперной труппы. Во главу угла в его работе всегда ставилась красота, которой он обезоруживал и покорял с первых секунд спектакля, как только распахивался занавес...