Все уже знают, что ты покидаешь пост главного редактора Cosmopolitan. Расскажи, почему?
Я провела в Cosmopolitan 2 года и решила, что пора двигаться дальше и попробовать поработать в стране, где модная индустрия и медиарынок развиты в разы больше, чем в России и Украине. Поэтому я переезжаю в Нью-Йорк, буду жить и работать в Америке.
Ты пойдёшь работать в медиа?
Мне бы хотелось.
У тебя уже есть предложение?
Пока что нет.
Кого назначают на твоё место в Cosmopolitan?
Сашу Буринскую, шеф-редактора сайта Еlle.uа.
А кого бы ты хотела видеть на своём месте, если бы могла выбирать любого человека из украинского медиарынка?
Мне кажется, Саша прекрасно будет справляться. Ну а ещё тебя бы посоветовала! Но, вообще, рынок настолько маленький, что здесь и выбирать-то особо некого.
Спасибо большое. Меня уже Лёша Тарасов посоветовал. Кстати, прокомментируй, пожалуйста, публикацию новости о том, что ты уходишь, на вверенном Леше интернет-ресурсе. Она появилась за несколько дней до официального пресс-релиза издательского Дома.
Я не знаю, стоит ли комментировать материал, написанный по слухам. «Расследования» такого плана, как по мне, предполагают официальные комментарии. Если бы меня, Сашу или бренд-менеджера Cosmo попросили их дать, то, возможно, в материале было бы больше фактической информации.
Ты была самым молодым главным редактором в истории издания…
До августа прошлого года.
А кто потом сменил тебя?
В августе 2015-го Cosmopolitan Казахстан возглавила Азиза Есмаганбетова, ей 22 года.
Ого. Какой у неё опыт был, где она до этого работала?
К сожалению, это мне неизвестно. Американский офис попросил меня периодически с ней созваниваться и всячески помогать первое время. Мы пару раз списывались, но ближе пообщаться мне не удалось.
Кто, на твой взгляд, был самым успешным редактором в истории Cosmopolitan?
Конечно, Хелен Гёрли Браун, которая, собственно, и сделала Cosmopolitan тем журналом, который мы любим сейчас. До Cosmo она была известна благодаря своей книге Sex and the Single Girl, в которой давала советы, как построить свою карьеру и встречаться с разными мужчинами. Возглавив Cosmo, она кардинально изменила консервативное издание, заменив советы по домоводству материалами о том, как получать удовольствие во время секса и одеваться, имея ограниченный бюджет. Её имя часто связывают с сексуальной революцией 60-х годов; она, несомненно, iconic person. Обидно, что о ней знают меньше, чем, например, об Анне Винтур.
Говорят, что Хелен Гёрли Браун до последнего была главным редактором: даже в «серьёзном» возрасте она от руки писала письма главным редакторам Cosmopolitan и делилась с ними мыслями о внешнем виде журнала.
Мне очень нравится нынешний главный редактор американского Cosmopolitan, Джоанна Коулз. Она привлекает к работе над изданием самых влиятельных женщин Америки: например, среди колумнистов у них есть Шерил Сэндберг, которая, как мне кажется, является отличной ролевой моделью.
Ты читала её книгу «Включайся»?
Нет, не читала, но она у меня в шорт-листе. Также Коулз делала проект с Хиллари Клинтон, поддерживая выдающихся женщин из разных стран. Каждому редактору задавали вопрос, какую женщину от страны они бы выдвинули как женщину, которая что-то изменила. Мне предложили Надежду Савченко. К сожалению, нам не удалось связаться с её адвокатами, хотя мы очень надеялись, что её ситуация получит международную огласку.
Кстати, хотела бы сказать ещё о Полине Сохрановой как о главном редакторе русского Cosmopolitan. Мне нравится, как она изменила издание.
А как она его изменила?
Она полностью поменяла дизайн и сделала журнал более… умным, что ли. При ней в Cosmo улучшилось качество текстов, общие затрагиваемые темы стали более актуальными и современными.
Мы с Полиной поддерживаем связь, периодически видимся в Москве, обсуждаем сложности, возникающие в процессе работы. Круто, когда ты просто можешь общаться с редактором такого же издания, как и у тебя, на одном языке.
Кстати, у тебя в этом смысле очень интересный опыт, ведь ты работала и в России, и в Украине. Какое основное отличие, помимо плотности рынка и капитализации? Может, украинская среда тебя чем-то удивила?
Работа в глянце – мечта многих, конкуренция на рынке большая, поэтому работать надо много, в спину тебе дышат сотни девушек, которые хотят оказаться на твоём месте. Когда есть ассистентки редакции, которых привозит водитель на BMW X5, они ходят в Chanel и при этом ассистируют тебе на съёмках, ты понимаешь, что этим девочкам работа нужна не из-за денег, и они просто очень хотят ходить на показы и тусовки и делают для этого всё возможное. Работа в глянце – это постоянный challеnge.
В Украине же модная индустрия не сформирована, здесь очень маленький медиарынок. Люди годами занимают должности, зачастую теряя ощущение времени, не двигаясь и не развиваясь. Соответственно, имеет место быть понятная, очевидная ситуация, когда человек начинает немножко расслабляться. Вот это самое страшное, что может случиться с редактором.
Плюс, мне кажется, что у украинцев, в принципе, семейные ценности чаще выходят на передний план, являются более важными, чем карьера. Я бы сказала, что московские девочки – как в этой индустрии, так и в любой другой – карьеристки. То есть в Москве нормально созваниваться с человеком в выходные, чтобы оперативно решить какой-то вопрос. Здесь я постоянно встречаю ситуацию, когда люди не берут трубку в выходной день, не отвечают после 19 часов вечера – то есть умеют очень чётко разграничивать рабочее время и время личное. Я это очень уважаю, но я так, например, не могу.
А есть что-то, что приятно тебя удивило?
Я бы сказала, что, в отличие от России, здесь не такие зашоренные люди.
Что ты имеешь в виду? Политически незашоренные?
Здесь есть какой-то дух свободы и расслабленности, причём это видно в мелочах, даже в том, какие заведения здесь открываются. Вообще, в Украине, например, ресторанный бизнес намного круче, чем в Москве, если ты спросишь меня. Здесь намного вкуснее, чем в Москве. Здесь проще стать дизайнером, проще стать стилистом, проще стать ресторатором – да кем угодно. Наверное, это плюс маленьких индустрий. Тебе не нужно долго идти к цели.
Посмотри, сколько здесь дизайнеров, их очень много. Ну и я понимаю, что в России, например, к должности главного редактора я бы шла намного дольше, чем здесь.
Чем ты гордишься из того, что успела сделать на посту главного редактора?
Я горжусь плюс-сайз-моделью на обложке нашего мартовского номера – я очень рада, что смогла уговорить руководство на такой смелый шаг. Горжусь нашими собственными двумя обложками, горжусь материалами об однополых отношениях, сравнительном анализе зарплат в Украине в зависимости от гендера. Ну и, конечно же, тем, что выросло количество фолловеров и расширилась аудитория. Сейчас на нас на Facebook подписано более 100 тысяч человек – этот показатель вырос вдвое. Когда я пришла в Cosmo, у него было 160 фолловеров в Instagram и абсолютно неактивный аккаунт – сейчас же у нас на странице больше 5000 читателей, и мы не купили ни одного.
Соцсети, что ещё?
Мне очень хотелось поменять отношение к Cosmopolitan, сделать его определённой ролевой моделью умного феминизма. В Украине к феминисткам и любым женщинам, отстаивающим свои права, относятся негативно. Для большинства людей в этой стране, феминистка – это женщина с небритыми подмышками, у которой 10 лет не было секса, при этом она ненавидит всех мужиков и, вообще, толстая лесбиянка. Плюс, Femen, которые сильно подпортили восприятие этого термина.
Мы сделали серию материалов, которые показывали разницу между тем, сколько в Украине платят мужчинам и женщинам на аналогичных должностях. Мы сделали очень много вдохновляющих материалов с девушками-стартаперами и бизнес-вуман; с девушками, которые любят своё тело даже с несовершенствами. Мы писали о домогательствах на работе, и о том, что молчать ни в коем случае нельзя, что женщины могут и должны бороться за свои права. Мы всячески пытались вдохновить девушек, подтолкнуть к действию и укрепить в желании быть независимыми и успешными.
Мы полностью поменяли дизайн, расширился пул авторов и фотографов, сотрудничающих с журналом. Ну и, наконец, сейчас завершился редизайн сайта. Все два года мы работали над этим, собеседовали агентства, проводили тендеры и обсуждали новый внешний вид диджитал-версии. Я рада, что этот длительный процесс наконец-то завершён. Сайту нужны были перемены.
Что хотела, но не успела сделать, что, может быть, помешали сделать?
Мне бы хотелось, чтобы Cosmo делал совсем другие активности для читателей.
Что имеется в виду?
Чтобы мы проводили мероприятия помасштабнее. Например, когда я шла в Cosmo, я мечтала, что журнал будет устраивать какие-то летние кинофестивали, показывать в парках кинофильмы. Например, «Секс в большом городе».
А что помешало?
Всё. Начиная от технических сложностей, заканчивая бюджетами. Отсутствие возможности найти правильных партнёров.
Что я ещё не успела? Сделать масштабный материал про аборты. Я его просто физически не успела «добить». Это сложный материал, но он очень нужен.
Сколько украинских героинь ты сняла для обложки за время своей работы?
Всего двоих. Дашу Астафьеву и Джамалу. Объясню, почему. У нас, в отличие от других изданий, очень строгие требования к героиням обложки. Это должна быть узнаваемая, популярная девушка, успешная, привлекательная и сексуальная. Таких в Украине немного.
Как продаются обложки с украинскими знаменитостями?
У меня пока что нет результатов по продажам февральской обложки с Дашей Астафьевой.
С какими сложностями столкнётся Саша Буринская на новой должности, и столкнётся ли?
С маленькой командой и с тем, что прийдётся курировать сразу два направления – диджитал и принт; некоторую работу приходится делать самостоятельно, потому как её просто некому делегировать. Насколько мне известно, внутри редакции Elle система работы выстроена по-другому.
А в чём отличие?
Например, у меня нет официального заместителя, бóльшую часть текстов я заказываю сама, а также отсматриваю все вещи перед съёмками и часто на этих съемках присутствую.
Я считаю, что истинно хороший руководитель – тот, кто умеет сделать всё сам. Это то, что меня всегда удивляло в Эвелине Хромченко (главный редактор журнала L’Officiel Россия на момент работы в нём Анны – прим. ред.): даже если ты облажался, она всегда знала, как это исправить – и исправляла. Потому что она могла всё сделать сама. Думаю, если бы в сутках было больше времени, она могла бы делать весь журнал самостоятельно.
Мне кажется, руководитель именно таким и должен быть. Он должен знать, чего он от тебя хочет, и правильно делегировать работу. Но, поскольку все так или иначе лажают, он должен при необходимости уметь всё исправить.
Я заметила такую деталь: ты все время говоришь в настоящем времени – «я правлю», «заказываю», то есть ты ещё не свыклась с мыслью, что сегодня – твой последний рабочий день. Скажи, это же чертовски сложно – принять такое решение и оставить столь перспективную работу. Мне интересно, как ты это решение приняла. Тем более, я знаю, что ты амбициозна, и для тебя карьера крайне важна.
Это точно. Когда-то, еще в самом начале отношений, мой бойфренд спросил меня, где бы я хотела жить, и я ответила, что в Нью-Йорке, хотя на тот момент никогда в нём не была. Я всегда хотела увидеть Нью-Йорк, для меня он был и остаётся самым классным городом на земле. Оказалось, мой бойфренд тоже влюблён в него – с того момента мы, хоть и в шутку, но часто обсуждали план по переезду. Постепенно шутки переросли в серьёзные намерения, и мы приняли решение переехать в этом году.
Было сложно решиться на это. Особенно в разрезе того, что у меня действительно классная команда, которая была мне как вторая семья.
И уходить, несомненно, очень сложно. И да, ты права, я ещё не осознала, что ухожу.
Во-первых, я постоянно в голове планирую следующий номер, всё время о нём думаю. Это так глупо и смешно!
Ребята, конечно, все грустят. Мне всегда кажется, что я могла сделать лучше, потому что я ужасный перфекционист. Есть вещи, которые, я знаю точно, могла сделать лучше. Есть вещи, которые, я вижу, я не доработала. Но всё же пора двигаться дальше. Я всегда могу вернуться.
Чем ты займёшься в Нью-Йорке, помимо поисков работы в медиа?
За то время, что я жила и работала в Киеве, я смогла прочувствовать модную индустрию изнутри. Опыт, полученный в Москве и здесь, позволит мне консультировать модные бренды и журналы.
У нас большинство дизайнеров недооценивают пиар, плохо ведут социальные сети, не знают как «выстраивать» бренд, не понимают, как его развивать и довольствуются продажами в Инстаграме. Я уже начала работать над развитием этого направления, и планирую заниматься этим и дальше, используя свои возможности и полезные знакомства в Нью-Йорке.
Кто-то будет тебе помогать с этим?
У меня есть partner in crime.
Последний вопрос. Ты работала в диджитал медиа, ты работала в печатном медиа. Где будешь искать работу в Нью-Йорке?
Я не хочу в принт совсем: очевидно, что за диджиталом будущее. Это то, куда сегодня нужно инвестировать все имеющиеся ресурсы – человеческие и денежные.