Совсем скоро на экраны Украины выйдет один из самых ожидаемых фильмов этого года — «Мстители: Война бесконечности». На этот раз на стороне Величайших Героев Земли, вместе с Железным Человеком, Тором, Черной Вдовой и Стражами Галактики, будет сражаться и Доктор Стрэндж в исполнении неповторимого Бенедикта Камбербэтча. В отличие от многих своих коллег, снявшихся с ним в этом фильме, Камбербэтч стал мировой знаменитостью задолго до того, как сыграл в марвеловской франшизе — его Шерлок Холмс стал одним из самых полюбившихся зрителям воплощений великого сыщика.
С Бенедиктом мы встретились в его родном Лондоне. Своей труднопроизносимой фамилией и уникальной аристократической внешностью Камбербэтч обязан своим предкам, среди которых фигурируют и Ричард III, последний правитель династии Плантагенетов, и Эдуард III, развязавший Столетнюю войну, и сэр Артур Конан Дойль, автор уже упомянутого Шерлока Холмса. Несмотря на то что именно Эдуард III учредил знаменитый рыцарский орден Подвязки, сам Бенедикт не является рыцарем и формально не имеет права на почетное звание «сэр». Правда, в 2015 году он был удостоен звания командора, став членом другого рыцарского ордена Британской империи и получив из рук королевы крест голубой эмали. Так что аристократизм у него теперь не только в крови, но и, как говорится, на шее. Есть что передать своим двум наследникам, о которых актер так долго мечтал. Увы, но, обзаведясь семьей, Камбербэтч упорно пресекает любые попытки журналистов выведать хоть какие-нибудь детали из его личной жизни. Зато о своей работе он готов рассказывать откровенно и обстоятельно.
К 10-й годовщине своего основания студия Marvel сделала фанатам долгожданный подарок, собрав для группового фотопортрета более 80 актеров, в разное время снимавшихся в экранизациях супергеройских комиксов. Что ты чувствовал во время этой многофигурной фотосессии?
Что и говорить, это непередаваемое чувство — ты словно являешься пикселем в громадном цифровом изображении. Когда в одном месте собирается столько талантливых людей, то начинаешь осознавать, сколько же энергии и сил вкладывается в проект, чтобы он оставался успешным на протяжении долгого времени. Хотя основным фактором, благодаря которому студия Marvel существует уже десять лет и регулярно выпускает фильмы, которые, как мне кажется, с каждым разом становятся все лучше и лучше, является конкретный человек. И зовут его Кевин Файги. На нашей общей фотографии он по праву занимает место в первом ряду. Я даже не знаю, с кем можно его сравнить. Разве что с великим Дэвидом Селзником. Но Кевин не только прекрасно руководит своей студией — он и сам ярый фанат комиксов. Именно благодаря его видению, его фанатичной вере в успех, Marvel не только не сдают позиций, но и завоевывают все больше зрителей во всем мире. Бешеный успех последнего «Тора» и «Черной Пантеры» — лучшее тому доказательство.
Как тебе удается совмещать работу в таких блокбастерах с участием в камерных проектах?
Для того чтобы снимать фильмы, рассказывающие проникновенные тихие истории, необходимо обладать определенной независимостью, которая, как ты понимаешь, не возникает сама по себе. Она зарабатывается трудом и неустанными поисками. Но время от времени мне хочется сниматься и в крупнобюджетных ярких проектах вроде «Мстителей». В последнее время кое-кто, навязчиво и совершенно напрасно, старается мне напоминать, что я счастливчик, потому что попал в супергеройский состав «Марвела». Я и сам отлично осознаю, насколько мне повезло быть причастным к такой грандиозной франшизе, у которой существует целая армия поклонников. Но помимо роли Доктора Стрэнджа у меня есть и другие, не менее ценные амплуа. Участие в совершенно непохожих проектах дает мне как актеру возможность получить разнообразный опыт. И поверь — я никогда не связываю актерскую профессию с социальным статусом. Даже те роли, которые обеспечили мне некоторый статус в актерском мире, были прежде всего интересны мне своей необычностью, а не возможностью добиться положения. Именно поэтому после всякого блокбастера я с радостью возвращаюсь на театральные подмостки или на телевизионную съемочную площадку.
Тебя можно поздравить с должностью президента Лондонской академии музыкального и драматического искусства! Как ты все успеваешь?
О да, спасибо! Это большая честь для меня — возглавлять такое престижное заведение. Но для себя лично я воспринимаю эту должность как лишний повод окунуться в театральную жизнь, присутствовать на репетициях, наблюдать за молодыми актерами, вдохновлять и самому вдохновляться. К счастью, эта должность все же скорее номинальная, то есть не требующая полной отдачи сил. Так что я смогу и дальше заниматься своими собственными проектами.
В последних телевизионных проектах — «Дитя во времени» и «Патрик Мелроуз» — твои герои испытывают тяжелые эмоциональные потрясения. Перевоплощение в такого рода персонажей наверняка требует интенсивного погружения в их психическое состояние. Невольно возникает вопрос: тебе нравится проверять свою психику на прочность?
Нет, я не думаю, что мне нравится проверять свою психику на прочность. Да и это вряд ли возможно, ведь, к счастью, я никогда в реальной жизни не испытывал подобных потрясений. Но актерство — это и есть попытка очутиться на месте кого-то другого, непохожего на тебя, а иногда и вовсе противоположного по характеру и поведению. Мне интересно исследовать человеческую природу, и я нахожусь в постоянном поиске своих героев, иногда приближаясь к ним, иногда отдаляясь от них. В работе над фильмом «Дитя во времени» меня привлекла возможность создать образ обычного человека, весьма далекого от тех героев, которых мне приходилось играть до этого. Перевоплощаясь в него, я даже носил свою собственную одежду. Но при этом я часто ощущал себя обнаженным, потому что мне было не за что спрятаться: никакого выраженного акцента, никаких незаурядных способностей, никакой социопатии. Это был ни с чем не сравнимый актерский опыт.
Но Патрика Мелроуза вряд ли можно назвать заурядной личностью, не так ли?
Да, это экстраординарная история жизни человека, которому пришлось пройти через множество невероятных испытаний, включая сексуальное насилие в детстве со стороны отца, материнское равнодушие и, как следствие, собственную наркотическую и алкогольную зависимость, прежде чем он осознал, кем он является на самом деле. Это история сложного развития героя, который спасает сам себя. И для этого ему понадобилась почти вся жизнь.
Какие телесериалы интересуют тебя как зрителя? Что тебе запомнилось из того, что ты недавно смотрел?
«Уормвуд» на «Нетфликсе» — это то, что я недавно смотрел и запомнил. Это шестисерийное телевизионное шоу в жанре документальной драмы, повествующее о жизни и загадочной смерти микробиолога Фрэнка Олсона. Хотя, надо признать, что пальма первенства в этом жанре в настоящее время, к сожалению, принадлежит новостным программам.
Что для тебя означает такое понятие, как время?
Недавно мне попалась великолепная книга итальянского физика Карло Ровелли «Порядок времени». Он говорит в ней о времени на примере музыки, звучащей за окном, и таким образом объясняет интереснейшие вещи. При помощи научных аналогий он доказывает, что настоящего просто не существует. В то время как мы наблюдаем за происходящим, оно уже изменилось. Время зависит от нашего расположения по отношению к наблюдаемому объекту. К тому же оно зависит от силы гравитации, то есть чем ближе к Земле, тем медленнее течет время. То есть, в конце концов, гравитация и есть время. Те, кто живет в горах, живут быстрее тех, кто живет в долинах. Я так заинтересовался книгой, что даже согласился начитать ее для аудиоверсии.
Откуда у тебя такой интерес к науке?
Мне кажется, что люди, занимающиеся искусством, в большинстве своем всегда интересуются наукой. Ведь и то и другое взаимосвязано. Некоторые идеи для музыки, живописи и кино были почерпнуты из научных исследований, а иногда, наоборот, фантазия художественных произведений наталкивает кого-нибудь на научное открытие.
Говоря об искусстве, какую роль в твоей профессиональной жизни играет музыка?
Иногда на съемочной площадке в перерывах между съемками музыка помогает мне отвлечься от окружающего шума и не выйти из роли. Например, на съемках «Шерлока», когда мне предстояло прыгнуть с крыши госпиталя Святого Барта, я готовился к этой сцене, слушая музыку английской группы Wild Beasts. Их песни и особенно нарочито театральный фальцет Хейдена Торпа помогли мне настроиться на соответствующий лад. И я прыгнул.
Возвращаясь к незаурядным способностям и магии Доктора Стрэнджа — какой суперсилой ты хотел бы обладать, если бы тебе представилась возможность выбора?
Я хотел бы мгновенно передвигаться в пространстве. Раз уж времени не существует, то это должно быть возможно. Как было бы замечательно во время длительных съемок лишь одним усилием воли вдруг оказаться дома, со своей семьей. Без долгих перелетов, навсегда забыв о джетлагах. Да, это именно та суперсила, о которой я мечтаю довольно часто.