С 12 мая по 30 июля в Украине проходит Первый международный фестиваль современного искусства в общественном пространстве Mural Social Club — масштабное событие, в рамках которого более тридцати художников со всего мира создадут муралы, скульптуры и инсталляции в Киеве, Одессе и Чернигове.
Организатором фестиваля выступил фонд Sky Art Foundation, кураторами — Олег Соснов и Юлия Островская. По словам основателя фонда Дмитрия Палиенко, большинство созданных арт-объектов будут расположены в спальных районах города: таким образом Sky Art Foundation поддерживают децентрализацию культуры городов.
Первым и, пожалуй, одним из самых масштабных проектов фестиваля является роспись Центра культуры и искусств КПИ, которой занят знаменитый канадский стрит-артист Ли-Хилл.
О фестивале, истории киевских муралов, об общественном запросе и о самом перспективном арт-районе Киева мы и поговорили с Дмитрием Палиенко.
Главный вопрос: зачем вы это делаете? Кому нужно, чтобы город был украшен муралами?
Важно сказать, что в Киеве мы не первые, кто занялся муралами, и, надеюсь, не последние. Наша цель — популяризировать культуру, развивать воспитательные и образовательные арт-проекты. Я как коренной киевлянин считаю своим долгом сделать что-то хорошее для города. Думаю, именно урбанистическое искусство способно возыметь положительный социально-культурный эффект на жителей столицы и других городов Украины. Представьте: изо дня в день они просыпаются, выходят на работу и видят перед собой одно и то же серое пространство, которое заполнено в лучшем случае зеленью и деревьями. Мы же стараемся создать масштабную галерею под открытым небом и прививать людям любовь к прекрасному. Может, они лишний раз, посмотрев на муралы, не бросят на пол бумажку или окурок — кто знает? Конечно, на кого-то это подействует, кто-то останется равнодушен. Но я искренне верю в то, что место, в котором ты живешь, развивает твою личность и влияет на твое восприятие мира.
А вот вы упомянули воспитательный проект — о чем именно идет речь, что планируется воспитывать? Как мурал может образовать человека?
Ровно так же, как искусство в целом способно образовывать человека. Речь идет об эстетическом и духовном образовании. Когда человек смотрит на картину, он находит в ней определенное отражение себя и окружающей действительности. В его голове происходит мыслительный процесс, который связан с сильными эмоциями. Грубо говоря, искусство заставляет думать и задумываться, что уже является самообразованием. На серой стене вряд ли что-то можно увидеть, но, когда на ней появляется живая картинка — это уже предмет для размышления.
Есть государство, и есть местные, «громадские» власти, которые расположены на разных концах какой-то условной прямой. А как на этой прямой движетесь вы, перед кем вы подотчетны?
Наш проект, в том числе, реализуется благодаря низовой инициативе. К нам поступает большое количество заявок от горожан, которые просят создать мурал в том или ином месте. Они подбирают локацию, собирают подписи жильцов, порой даже сами готовы сформировать бюджет на создание арт-объекта. Безусловно, так происходит не всегда: мы принимаем самое активное участие в поиске денег на создание муралов, а также постоянно общаемся с властями городов по поводу разрешительных документов. Большинство чиновников идут нам навстречу, понимая важность проекта и поддерживая желание жителей города.
То есть, получается, общественный запрос действительно есть.
Да, действительно есть и очень активный.
Какой процент из всех реализованных вами проектов был создан по этому запросу?
Думаю, примерно 50%.
А что именно утверждают жители домов и районные власти?
Если нам подошла стена, мы собираем подписи жителей дома, спрашивая у них, не против ли они арт-объекта на родном строении или он им там не нужен. Потом обращаемся с подписями и описанием проекта в районные администрации, которые выдают разрешительные документы на создание работы. Иногда власти районов, а также жильцы просят показать им эскизы работ. Мы, безусловно, это делаем, но всегда предупреждаем: когда художник приезжает на локацию, он может менять свою изначальную задумку. А также подчеркиваем, что в процессе творчества мысль художника может трансформироваться, и ограничений здесь практически нет. Единственное, о чем мы просим авторов, — создавать арт-объекты без намеков на войну или политику. Они оказываются сговорчивыми. Дело в том, что мы стараемся уходить от подобных тем, хотим, чтобы в нашем проекте были исключительно позитивные работы.
А вы сами насколько при желании можете влиять на выбор эскиза?
Мы, безусловно, можем направлять художника, но ни в коем случае не указывать ему, как работать. Он — творец, мы — благодарные наблюдатели и помощники.
Здесь важно понимать следующее: для многих зарубежных художников Украина — это терра инкогнита, просто страна на окраине Европы. Они мало что о ней знают и порой, лишь немного изучив историю, предлагают забавные вещи. Мы же просим их изобразить не то, что нам и самим известно, а поделиться с украинцами частью своей культуры, украсить город актуальным и концептуальным мировым стрит-артом.
Как формируется бюджет на создание мурала?
Это краски, подъемники, техническое сопровождение, суточные художникам и их помощникам. Если речь идет о приезжих авторах, то в бюджет входят затраты на перелет, проживание и питание.
Хорошо, а финансирование откуда?
Часть — это собственные средства Sky Art Foundation, какая-то доля — спонсорская поддержка, в том числе частная. Определенная часть средств вовсе нефинансового характера: это очень существенные скидки на краски, которые нам предоставляют наши спонсоры Sadolin, скидки на проживание в отеле Radisson, бесплатные ужины для художников в ресторане Tres Branche, информационная поддержка Official-online, «Нового канала», «Деловой столицы», «Вокруг света» и других СМИ. Видео нам снимает лучший продакшн — Film.ua. Есть спонсоры, которые предоставляют исключительно денежные средства. Например, PROM.ua. Все наши партнеры хотят поддержать направление стрит-арта в Украине, и это очень здорово. Часть денег, как я отмечал, собирается непосредственно жителями, которые желают улучшить свой район и город.
Как вы отбираете художников? Есть какой-то процесс кастинга?
Конечно. Мы отбираем тех, кто в первую очередь талантлив и имеет свой авторский стиль. Разумеется, участникам и самим должен быть интересен проект. На самом деле в нашем проекте участвуют как стрит-артисты с мировым именем, так и менее известные талантливые авторы из разных стран мира. Кроме того, мы планируем привлечь корифеев украинской живописи и предложить им попробовать себя в роли стрит-артистов — но этот проект пока еще в разработке.
Он будет в рамках фестиваля?
Да, у нас есть экспериментальная идея, но пока я о ней не могу ничего рассказать.
А у художников есть специфические запросы по локациям?
У некоторых — да, но большинство интересуют достаточно базовые вещи: этажность — большой объект или малый, видимость — всем художникам важно, чтобы их работу заметили. Далее — поскольку мы приглашаем художников, которые рисуют как баллончиками, так и кисточками, стена должна быть ровной и отштукатуренной. Вот такие базовые вещи для них важны.
Расскажите об истории киевских муралов. Она ведь не очень давно началась?
Ну как не очень, древние настенные росписи на самом деле (смеется). Но, конечно, сам по себе мурализм — это относительно новое явление для страны. Если говорить о стрит-арте, то в Украине он зародился уже после развала Советского Союза и был достаточно стихийным явлением, существовал в виде граффити поначалу. Сложно сказать, в каком именно году появился первый мурал, возможно, стены этой вовсе уже нет. Но, думаю, один из первых масштабных — примерно в начале 2000-х годов в Киеве. Я говорю о легально созданной работе.
Какая-то специфика у киевских муралов есть? Как у барселонских, например?
Дело в том, что в Барселоне все это началось значительно раньше, там сформировалась определенная школа местных художников, многие из них и расписывали родной город. У нас же стрит-артистов не так много все еще. Хотя Украине точно есть кем гордиться, причем на мировом уровне. Я говорю о проекте INTERESNI KAZKI, например.
А вы не хотите эту самую школу создать и воспитать?
Мы как раз, по сути, этим и занимаемся, просто пока не называем школой. Sky Art Foundation поддерживает не только стрит-арт, но и современное искусство в целом. Мы стараемся максимально содействовать его развитию. Вот взять Сашу Корбана, который вынужден был выехать из Донецка. Фонд помог ему найти себя здесь. Пока еще в малых формах, но я надеюсь, что он реализует себя и как стрит-артист. Корбан, по сути, наш воспитанник. Он уже становится узнаваемым в Киеве, а значит, наша задача достигнута. Но мы на этом не остановимся.
Пару лет назад, когда движение муралистов в Киеве стало особенно активным, у многих людей это вызывало негативные эмоции. А откуда бралась эта неприязнь?
Я думаю, это связано с тем, что поначалу все стали рисовать в центре, на памятниках архитектуры. Кроме того, низкое художественное качество некоторых муралов или их неуместность в том или ином пространстве могли смущать горожан.
А, то есть вы и поэтому тоже хотите работать на периферии?
Да, хотя на периферии люди тоже порой реагируют странно. Например, в рамках фестиваля мы хотели создать диптих на Троещине, но нам так и не удалось получить согласие жильцов: жители одного дома даже собрали деньги на создание арт-объекта, в то время как обитатели второго здания сообщили, что они хотят разместить на фасаде рекламу и получать за это финансовое вознаграждение. В подобных случаях мы бессильны, хотя уговаривать и объяснять все же пробуем.
Но при этом многие спальные районы находятся не в лучшем состоянии. Нет ли смысла дождаться, пока их приведут в порядок, и потом уже начинать работу с муралами?
Мы будем ждать вечность. Стрит-арт сам по себе может развивать район. Если ты рисуешь в своем районе два-три мурала, зачастую жители соседних домов или соседних микрорайонов захотят сделать у себя то же самое. А дальше они захотят сделать сквер вместо киосков, а потом — сами посадят дерево. Правильная цепная реакция получается.
А есть кейсы того, как муралы в каком-то городе действительно изменили культурный или социальный фон?
История Нью-Йорка. Целые районы, которые были отданы художникам, вскоре превратились в места, в которых стало модно жить, в которых цены на недвижимость взлетели до небес. Я говорю о том же Сохо.
Какой жизненный цикл у мурала?
Все зависит от качества самой стены, от красок и других материалов, которые использует художник. Десять лет мурал легко может простоять, не меняя свойств, если автор использует качественную краску, работа хорошо написана и сама поверхность здания остается на месте. Правда, фасады спальных районов, которые активно утепляются, отлетают целыми листами. По этому поводу мы, признаться, очень переживаем и стараемся проверять стены. Впрочем, это непросто, мы же ведь не строители. Поживем — увидим. Но надеюсь, что муралы, которые создают художники в рамках нашего фестиваля, простоят минимум десятилетие.
А когда цикл подходит к концу, что принято делать? Реставрировать или рисовать новый?
Наверное, легче и дешевле закрасить и нарисовать новое изображение поверх, но иногда, особенно если автор известен и популярен, стоит потратиться на реставрацию. Власти некоторых городов настолько ценят муралы, что вносят их в список национального наследия. Например, как мурал знаменитого стрит-артиста Кита Харинга в Мельбурне, созданный в 1984 году.
Скажите, а вот ваш самый амбициозный проект на данный момент — это что?
Наверное, наш фестиваль.
Хорошо, а в рамках фестиваля?
В рамках фестиваля, думаю, один из наиболее амбициозных — проект росписи Центра культуры и искусств КПИ, которым занят канадец Ли-Хилл.