Интервью: Евгений Клопотенко о создании документального фильма "Борщ. Секретный ингредиент"

Интервью
09.10.2020
ТЕКСТ: Наталья Васюра
ПОДЕЛИТЬСЯ
Исследование Украины
ПОДЕЛИТЬСЯ

14 октября в прокат выходит документальный фильм "Борщ. Секретный ингредиент". Около года его авторы ездили по Украине, изучая приготовление главного национального блюда и параллельно исследуя то, что объединяет жителей разных уголков страны. Продюсер фильма Наталка Якимович и кулинарный эксперт Евгений Клопотенко рассказали L’Officiel о своей экспедиции и главных открытиях проекта.

 

Когда вы впервые обсуждали проект, то оба сразу согласились с концепцией или каждый из вас вносил какие-то пожелания и корректировки?

Наталка Якимович: У нас все сразу сложилось по любви (Улыбается.). Я увидела Женю Клопотенко и поняла: он тот ингредиент, которого не хватает моей идее для воплощения. Я переживала перед первой поездкой, что Женя звезда и могут возникнуть непредсказуемые проблемы. Но в итоге все прошло отлично, и единственная сложность – Женин плотный график, из-за которого съемки растянулись почти на год. Мы очень легко сработались, и теперь я даже скучаю по нашим поездкам.

Подробно ли был прописан сценарий и как много вы импровизировали во время съемок?

Евгений Клопотенко: Прописывать сценарий со мной бессмысленно, многие сценаристы из-за этого страдают (Улыбается.). Мне нужно указать направление – и этого достаточно. Я общаюсь с героем, и наш разговор начинает вырисовываться в каком-то интересном направлении, что невозможно продумать заранее. Самое главное, что меня отпустили делать все, что я хочу, и в итоге это круто сработало.

Н. Я.: Мы знали, куда едем, знали героев, локации, рецепт приготовления и ценности, которые транслирует конкретно этот герой. К Жене была единственная просьба: чтобы он меньше играл и больше был собой.

Съемочная экспедиция включала более десятка локаций в самых разных уголках Украины. Насколько сложной была логистика проекта?

Н. Я.: С логистикой было непросто, это правда. Например, в одном только Ужгороде у нас дважды возникали проблемы с локацией, и в конце концов мы решили готовить в самом центре города. Поставили печку на берегу реки Уж и сварили борщ-бограч. А когда отправились на съемки под Мариуполь, то уже в дороге получили неожиданный отказ, хотя все разрешения от военных были. Позже стало известно, что на фронте обострение ситуации, там не до съемок. Пришлось быстро искать другие варианты, поскольку выезд группы – дорогое удовольствие. Чудом оказались на полевых учениях под Бердянском.

Е. К.: Мы приехали туда и начали уже на месте договариваться с военными. Там нашелся шеф-повар с большим опытом, который меня узнал, и в итоге мы с ним и сварили борщ на полевой кухне.

Мне понравилось, что в проекте вы объединили очень разных героев и включили как колоритных носителей традиций из Одессы, Закарпатья и даже Чернобыльской зоны, так и показали современных художников, модных рестораторов и шеф-повара, работающего с молекулярной кухней.

Н. Я.: Мы не хотели создавать историю о традициях, наоборот – хотелось сделать современный рассказ, чтобы зритель узнавал себя и открывал, а главное – принимал что-то новое и непривычное. Например, семья художников Ильи Чичкана и Маши Шубиной очень нетипичные герои. Я восхищаюсь их вкусом к жизни, они реально любят готовить, веселиться, их рецепт просто супер! Нам не пришлось ничего дотягивать – все персонажи настоящие.

Е. К.: Это простой модернизм – ты берешь известные вещи и показываешь их в новом свете. Фактически все то же, что я делаю в своем ресторане, потому что мне скучно работать иначе. Если б этот проект был только об аутентичных традициях, я бы, наверное, в нем не снимался.

Н. Я.: Мы же понимаем, что все меняется – культура потребления, ресторанная культура, тренды. То же самое с борщом. Это проект об открытиях, новых вкусах, и борщ везде абсолютно разный. Мы рассказали историю о принятии – нет каких-то канонов, правильного или неправильного. Надо смотреть шире – принимать других людей, их взгляды и ценности, чему-то у них учиться, восхищаться, пробовать. Нам хотелось раскрыть полноту жизни через тарелку борща.

На Евгении: джинсовая куртка Billionaire Boys Club, хлопковая футболка, Rag&Bone, брюки из микса хлопка, полиамида и эластана, Giab’s Archivio

 

Евгений, а что на уровне гастрономии вас удивило в этой экспедиции?

Е. К.: Таких историй было очень много: скажем, на Полесье дедуля варил бульон на буряках – для меня это был шок. Или очень интересно то, что в закарпатском борще используют копченую паприку и пикницу (колбаса со специями из свинины и говядины. – Прим. ред.). А крымские татары готовили на говядине – это вообще отдельный мир! Или в Вилково под Одессой необычно то, что бульон белеет, потому что в него добавляют белый буряк и рыбу, это дает молочный оттенок. У Чичканов меня удивил момент, когда Илья взял карминную краску и сказал, что таким будет цвет борща. А я о цвете блюда вообще не думал. Потом оказалось, что этот натуральный краситель кармин делают из насекомого червеца – маленьких клопов, занесенных в Украине в Красную книгу, но их можно купить в Мексике, где они больше известны как кошениль. После этого я даже заказал для ресторана таких клопов. Ты их растираешь, заливаешь водой – и все становится красным. Теперь я буду это интегрировать в еду.

А кому принадлежит идея снять семью Евгения Клопотенко?

Н. Я.: На последней стадии съемок мы уперлись в карантин, и это стало своеобразным антикризисным выходом из ситуации. Мы отправились к родителям Жени очень маленькой съемочной группой и в итоге получилось весьма душевно. После съемок мы все вместе поговорили, посмеялись и спокойно поели борща, что, признаюсь, далеко не всегда нам удавалось во время других съемок. Получился настоящий теплый финал съемочной истории.

На Наталье: хлопковая рубашка, юбка из кожи, Katerina Kvit

 

А родители сразу согласились?

Е. К.: Конечно. Родители уже привыкли. Они во всем меня поддерживают, поэтому для них это вообще не вопрос. "Борщ. Секретный ингредиент" – это не столько проект о еде, сколько о ценностях и изучении нашего, внутренне-украинского мира. К тому же сейчас из-за пандемии внутренний туризм стал большим трендом. По окончании такой длительной экспедиции какое мнение у вас сложилось: путешествия по Украине все еще остаются вызовом или мы просто преуменьшаем наши достоинства?

Н. Я.: Конечно, это все еще вызов. Что продемонстрировал и проект, и мои личные поездки. Нужно ездить по своей стране, знать своих людей, свои рецепты – это удивительно, интересно и классно. Но все равно стоит понимать, что инфраструктура во многом неразвита, поэтому нельзя сравнивать Вилково с Венецией. Вилково ближе к Камбодже, в чем тоже есть свое очарование. Если ты едешь туда на хорошей машине и захватил с собой спрей от комаров и хороший кофе, то Вилково отлично "зайдет". Если же хочется комфорта, то лучше отправиться во Львов или Одессу – там отличные рестораны, музеи и отели. Тут уж нам точно есть чем гордиться. Знаю, что даже много повидавшие иностранцы в восторге от ресторанных культуры и сервиса в этих городах. Просто если отправляешься к гуцулам в село, глупо искать матча-латте в меню, но можно насладиться собиранием ягод к парному молоку, божественными видами, свежим воздухом и даже размытой рекой дорогой. Мы прочувствовали, что внутренний туризм – это очень интересно, но давайте признаем: нам есть куда расти и чему учиться.

Е. К.: Украина – красивая, крутая и прекрасная. Но путешествия здесь больше похожи на сафари, ведь мы еще развиваемся. У нас нет инфраструктуры, и проблема еще в том, что к ней не подпускают креативных людей. Например, после проекта я ездил в заповедник "Аскания-Нова", к которому от Херсона нужно ехать 15 км, и это ад. Все кругом говорят, что надо ремонтировать дороги и нужны деньги, а я считаю, если дать возможность проявить себя какому-то изобретательному человеку, который поставит два столба на той самой дороге и скажет людям, что сафари начинается сразу после Херсона, то это станет частью поездки, ты все примешь как экстремальное путешествие, будешь думать: "О, прикольное сафари, когда же будут животные?" А так ты ждешь, что все будет идеально, а в итоге разочаровываешься, нервничаешь. Оригинальный подход к этим проблемам частично решил бы их. Также и с Вилково. Зачем говорить, что вы приедете в украинскую Венецию? Нужно сказать: "Вы приедете и увидите настоящую жизнь, с моторными лодками, там живут вот такие люди, в этом есть своя прелесть". Для того чтобы лозунг "Мандруй Україною" не обернулся бедой, нужен еще и правильный подход.

Расскажите, ведутся ли переговоры о показе фильма на международных платформах?

Н. Я.: Да, это одна из наших изначальных целей – показать миру многогранность Украины и ее людей через борщ! Фильм полностью переведен, готовы титры на английском языке, дистрибьюторы сейчас ведут переговоры. К сожалению, это не очень быстрый, непростой процесс. Но работа идет, и я верю, что мы прорвемся на западные платформы и познакомим иностранных зрителей с борщом и украинцами поближе.

Над съемкой работали:

Фотограф: Алексей Пономарев

Стилист: Оксана Дудченко

Арт-директор: Роман Ротман

Прически и макияж: Анастасия Гринюка

Продюсер: Диана Мельникова

Образы героев предоставлены ЦУМ Киев и Katerina Kvit

Редакция выражает благодарность бутику Dicentra Flowers за помощь в проведении фотосъемки (Киев, ул. Cтаросельская, 1)

 

Читайте также: Шеф-повара, за которыми стоит следить в Instagram

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).