Лоранс Воклер-Рокет об уникальной коллекции ротанговой мебели и знаковой коллаборации для Hermès

Интервью
28.08.2019
ТЕКСТ: Тамара Данилов
ПОДЕЛИТЬСЯ
Париж, когда там жара
ПОДЕЛИТЬСЯ

Зной, висящий в воздухе, изящные столики с плетеными стульями вокруг них, запах кофе, свежей выпечки и цветов… Город-фильм, Париж состоит из множества особых деталей, без которых его уже сложно представить, и ротанговые стулья благородных форм занимают среди них особое место.

Парижские террасы, маленькие круглые столики и разноцветные плетеные стулья – их знают и любят все, и кажется, что они были всегда. Но мало кто знает, когда они появились и какая у них предыстория. Копнув глубже, можно узнать, что за всем этим стоят голландцы, которые торговали с Азией во времена Индийской компании и завезли первую плетеную мебели из Китая и Японии еще в XVI веке. И только в период Второй империи, в середине XIX века, эти оригинальные предметы обстановки получили невероятную популярность благодаря принцессе Матильде и ее знаменитому литературному салону, который посещала вся аристократия. В нем для декора зимнего сада использовалась мебель из ротанга и бамбука, а также много художественной керамики в окружении экзотических растении. Переломным моментом стали всемирные выставки, на которые впервые привозили большие коллекции из Азии, – они в итоге довели моду на все японское до максимума.

В 90-х годах XIX века появляются первые французские производители мебели из ротанга. Одной из самых престижных была компания Perret et Viber. Их изысканные комплекты стали обязательной частью декора всех престижных домов периода Второй империи.

Постепенно легкая, удобная и при этом красивая плетеная мебель перекочевала из зимних садов в настоящие, а также на террасы ресторанов и кафе. Так появилась компания Drucker, которая начала выпускать кресла и стулья исключительно для террас. Кстати, она существует и сейчас. Так что, сидя на террасе в Париже, обратите внимание на маленькую табличку на спинке стула – возможно, вы увидите эту заветную надпись.

К 20-м годам XX века Франция стала европейским лидером в производстве плетеных гарнитуров. Местные мастера вдохновлялись мебелью Китая и Японии, придавая ей европейскую стилистику Второй империи, ар-деко и ар-нуво. Играли с формой, плетением и цветом лозы. Наверное, поэтому она и сейчас смотрится настолько стильно и ценится декораторами со всего мира. Чтобы передать атмосферу модных чаепитий в саду начала XX века, стоит посмотреть сцену из фильма "Коко до Шанель", в которой как раз стоит набор Perret et Viber.

Второй большой бум на плетеную мебель пришелся на 70-е. Это была эпоха дач (вторых резиденций), и ротанг перекочевал на юг. Брижит Бардо в Сен-Тропе превратила его в символ стильного беззаботного лета.

Сейчас, гуляя по блошиным рынкам или галереям, то тут, то там можно встретить какие-то элементы из ротанга или бамбука. Но лишь одна галерея может перенести своих гостей в конец XIX века. Уже несколько десятилетий Лоранс и Дени Воклер-Рокет (Laurence и Denis Vauclair-Rouquette) являются ведущими специалистами Франции в художественной керамике и плетеной мебели из ротанга. Свою первую галерею они открыли в 1995 году на парижском блошином рынке Saint-Ouen, а спустя 7 лет – вторую в знаменитом Carré Rive Gauche на Левом берегу Парижа, неподалеку от музея Орсе и Музея декоративного искусства.

Тот факт, что пара Воклер-Рокет создала галерею, посвященную такому, казалось бы, короткому промежутку времени, говорит сам за себя и показывает, насколько они увлечены этой эпохой. В тот период артисты, скульпторы, артизаны вдохновлялись большими выставками, на которые съезжались мастера со всего мира. Это и позволило французским дизайнерам увидеть оригинальные предметы искусства и керамики Китая, Японии, Индии. На смену европейской классике пришел особенный стиль, с совершенно новой эстетикой, присущей только этой эпохе. А художественная керамика и плетеная мебель дополняют друг друга и позволяют создать экзотический и в то же время изысканный интерьер в доме, на террасе или в зимнем саду.

 

Как вы собираете свою коллекцию?

Ох, я что-то покупаю каждый день! На аукционах, посещаю закрытые профессиональные рынки. Благодаря нашей безупречной репутации у меня есть доступ к частным коллекциям не только Парижа, но и всей Франции. Мне каждый день что-то привозят или высылают фото. Это колоссальная работа. Сначала отобрать нужные объекты, а потом провести детальную реставрацию. Реставрация очень важна. А главное – грамотная реставрация. Мы работаем только с несколькими дипломированными ателье. Поэтому у нас на складах есть десятки прекрасных экземпляров, ждущих своего часа. (Иногда, конечно, кто-то идет вне очереди, когда я вижу, что именно этот предмет позволит идеально воплотить замысел клиента.)

Знаете, я думаю, винтаж требует времени и внимания. Он не терпит спешки. Для меня это особая форма проявления уважения к объекту и его предыдущим хозяевам, благодаря которым эта вещь попала к нам. Поэтому нужно время, чтобы отобрать, отреставрировать... правильно, не спеша, чтобы он еще мог жить не одно десятилетие. И когда клиенты или дизайнеры приходят в одну из наших двух галерей, мы так же не спеша позволяем влюбиться в историю предмета и передать им нашу любовь к нему. Иначе нельзя!

Ваша самая знаковая коллаборация?

Каждый день я общаюсь и работаю с дизайнерами и архитекторами со всего мира. И у них у всех свой неповторимый стиль и видение. К тому же в каждой культуре он индивидуальный. Очень увлекательно наблюдать, как ротанг или керамика вливаются в разные по стилю интерьеры. Но, наверное, самая знаковая коллаборация в моей карьере – это работа с Лейлой Менчари (Leïla Menchari) для дома Hermès. Лейла почти 50 лет была арт-директором и занималась оформлением витрин для главного бутика бренда на 24 rue du Faubourg-Saint-Honoré. Декор меняется 1 раз в сезон, 4 раза в год. В своих витринах Лейла Менчари воссоздавала невероятные сады из цветов, лепестки которых сделаны из кожи, песчаную пустыню украсила силуэтом Сфинкса, "вырастила" сады Махараджи и тропические джунгли.

Есть коллекции Hermès, которые поступают в продажу, и есть коллекция, созданная Лейлой Менчари. Ткани и шелка с рисунками были разработаны эксклюзивно для этих витрин, а также сумочки и декор – все сделано в единственном экземпляре, и их невозможно нигде купить. Они хранятся в музее-архиве Hermès. И стать частью этого было большой честью для меня и своеобразным признанием моей работы.

Совместно с моим мужем Дени мы работали над осенними витринами 2011 года. Я до сих пор помню то невероятное чувство восторга, когда опустился оранжевый занавес, и я увидела керамику и мебель из нашей коллекции внутри сказочного мира, созданного Лейлой. Представляете, она даже сконструировала специальную Kelly из лозы!

Почему для вас важна аренда винтажной мебели и керамики для кино и фешен-съемок?

Еще одно любимое направление работы – это аренда предметов из нашей коллекции для киносъемок и фешен-шоу. В отличие от авторских коллабораций, тут я не принимаю участия в декоре. К нам приходят дизайнеры и выбирают все необходимое для интерьера. Мы, конечно же, подсказываем, какие элементы нужны, чтобы попасть в период, воссозданный в фильме. И как же это увлекательно, когда, смотря кино, я вижу, как моя коллекция оживает. Так было с картинами Анн Фонтен (Anne Fontaine) "Коко до Шанель" и "Магия лунного света" Вуди Аллена. 2 раза в год мы придумываем тематический декор в наших галереях (декорирование – это большая страсть моего мужа). Помню, прошлым летом мы воссоздали сцену из фильма "Магия лунного света". Весь сет был продан в первый же день!

 

Читайте также: Дизайнер из Нью-Йорка превращает сумки Louis Vuitton в стулья

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).