Режиссер Аскольд Куров: «Самый сильный момент отчаяния был в день приговора»

Інтерв'ю
16.03.2016
ТЕКСТ: Настя Калита
ПОДЕЛИТЬСЯ
11 мая 2014 года по подозрению в терроризме был задержан украинский режиссёр Олег Сенцов. 25 августа 2015 года суд приговорил его к 20 годам лишения свободы. Этим летом выходит, как нам кажется, один из главных фильмов года под названием «Процесс», в котором расследуются обстоятельства дела Сенцова.
ПОДЕЛИТЬСЯ

ROS_trailer_thubmnail

Инициатором создания фильма стал русский режиссёр Аскольд Куров, у которого на счету такие громкие фильмы, как «Зима, уходи!» и «Дети 404». Мы поговорили с ним об идеях его нового фильма, о том, как проходили съёмки, как они были организованы и каких целей хочет добиться режиссёр. История, рассказанная нам Аскольдом, сама по себе тянет на полноценное кино со всеми обязательными элементами сюжета. Именно так мы её вам и пересказываем.

Копия Askold Kurov
На фото: Аскольд Куров

 Пролог

Так получилось, что я лично знаком с Олегом. Когда его арестовали, на первые судебные заседания в Москве я ходил в качестве моральной поддержки. Потом понял, что, поскольку на сам процесс я никак повлиять не могу, единственное, что мне оставалось делать – это снимать. Рассказать о том, как всё происходило на самом деле.

Когда я оказался в Киеве, встретился с продюсером Олега – Ольгой Журженко. Там я узнал, что в Украине тоже есть проект фильма о Сенцове. Позже мы познакомились с украинским режиссёром Андреем Литвиненко и решили объединить наши силы, чтобы делать одно кино. Материал получился очень разнородный. Мы планируем использовать анимацию, потому что есть вещи, которые, на мой взгляд, по-другому очень сложно визуализировать.

Название фильма, на котором мы остановились – «Процесс». Оно отсылает зрителя к кафкианской истории, потому что в ней очень много абсурда. Это история о столкновении с совершенно безликой и бесчеловечной системой, которая не принимает никаких логических доводов, которой абсолютно наплевать на правду. Это железобетонная стена.

ros-pismo-04.Still001
На фото: Кадр из фильма «Процесс»

Завязка

У меня не возникало проблем с героями фильма. Поначалу был некий момент дискомфорта присутствия камер, но достаточно быстро это прошло. Мы очень сблизились со всеми, стали одной командой. Все воспринимали съёмки фильма как часть общей, совместной работы.

Что касается опасностей во время съёмок, то понятно, что это дело рук ФСБ. Я стал свидетелем какой-то слежки… Впрочем, не знаю, стоит ли об этом вообще рассказывать, пока фильм ещё не закончен. Было несколько эпизодов, когда мы действительно ощущали определённую опасность, и приходилось быть осторожными. Я понимал, что у нас была часть материала, которая ни при каких обстоятельствах не должна была попасть в посторонние руки.

2015-07-21_Rostov.Still002
На фото: Кадр из фильма «Процесс»

Кульминация

Самый сильный момент отчаяния был в день приговора. Странная история. Все понимали, что решение давно принято, и суд – это театральное действие, декорации, созданные для того, чтобы получить иллюзию какого-то правосудия. Но, видимо, человек так устроен, что надежда живёт в нём до последнего. Поэтому, когда я вышел из здания суда, у меня стоял ком в горле и хотелось расплакаться. Я видел, что многие люди пребывали в таком же состоянии – как близкие Олега, так и журналисты. Это был, наверное, самый тяжёлый момент.

В Театр.doc, где я играл в своё время, у нас был спектакль о Сергее Магнитском. Он тоже восстал против коррумпированной системы, и в итоге его просто убили в тюрьме. Вот тогда у меня и возник вопрос: как не сломаться в таких условиях? Я пытался себя представить на месте человека, который оказался в тюрьме под угрозой давления, пыток и прочего. Мне на самом деле всё это представилось очень страшным.

Мои дед и бабушка познакомились во время войны, в трудовом лагере в Германии, куда их забрали в качестве рабов. Потом дедушка попал в Гестапо, в Кёльн, и за всю историю этого Гестапо оказался единственным человеком, который смог оттуда сбежать. Перед тем как Олега арестовали, я готовился к съёмкам фильма про этот побег, думал, как мне рассказать эту историю. Но тут оказалось, что есть более актуальное Гестапо – оно здесь и сейчас. Поскольку дедушки и бабушки нет в живых, я решил, что смогу снять этот фильм всегда. А фильм про Олега нужно делать сейчас.

2015-03-01_Marsh.Still001
На фото: Кадр из фильма «Процесс»

Развязка

Хочется сделать фильм, который будет понятен самому широкому кругу зрителей. Не только в России и Украине, но и международной аудитории. Я не умею делать активистское или публицистическое кино. Но мне хочется, чтобы этот фильм не просто рассказал об историческом времени, в котором мы сейчас находимся, а чтобы он помог Олегу, помог другим политическим заключённым. Чтобы он привлёк внимание к этой проблеме и поспособствовал их освобождению.

 Эпилог

Очень сомневаюсь, что Путин смотрел мои фильмы. Но у нас был фильм «Зима, уходи!», где я снимал в составе режиссёрской группы из 10 человек. Это фильм о гражданских протестах перед последними выборами Путина в 2012 году, когда была самая большая волна протестов за последние 20 лет. Это был достаточно громкий фильм. Возможно, его он

Познакомиться поближе с работой над фильмом и командой можно на сайте

Все фото предоставлены режиссёром.

Текст: Настя Калита.

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).