После 5 лет молчания Ванесса Паради вернулась на сцену с новым альбомом Les Sources, посвятив одну из 12 песен Киеву. В 2017 году, во время съемок в фильме "Иней" литовского режиссера Шарунаса Бартаса, она побывала в Украине. Актриса, певица и муза бренда Chanel рассказала L’Officiel о моде, новом этапе творчества и сотрудничестве с ее нынешним мужем.
На ней тельняшка, подчеркивающая грациозную тонкую шею и гордую посадку головы. Темные брюки обтягивают стройные ноги, светлые волосы собраны в пучок, как у танцовщицы балета. Сияющие глаза и счастливая улыбка: Ванесса Паради встречает нас в салоне артхаусного и социально актуального кино в парижском Пантеоне, в двух шагах от всемирно известной Сорбонны. Сегодня она редко дает интервью. И причиной тому вовсе не снобизм, а нехватка времени. В Париже она сейчас проездом – приехала на Неделю моды, которую неизменно посещает вот уже много лет, будучи одной из "посвященных и приближенных" Карла Лагерфельда. "Мои отношения с модой исключительно приятные. Мне посчастливилось очень долго сотрудничать с домом Chanel. Этот бренд самый прекрасный!" – улыбается Паради на вопрос о дружбе с Лагерфельдом.
Ее энтузиазм ничуть не угас: если Ванесса любит, то безгранично и с юношеским пылом – под стать ее девичьей фигурке. При этом, готовясь к нашему интервью, она с аппетитом съела пирожное, болтая с членами своей команды. Причиной нашей сегодняшней встречи были не четыре фильма с ее участием, вышедшие на экран в 2018 году: "Нож в сердце", трагикомедия "Семейное фото", драма о трагической и героической войне в Украине "Иней" и необычный фильм Самюэля Беншетри "Собака". Когда я упоминаю о Самюэле, за которого Ванесса вышла замуж в июне 2018 года, ее обычная сдержанность испаряется, и мы видим перед собой действительно влюбленную женщину. Она признается, что ее новый альбом, о котором мы как раз и собрались поговорить, своим появлением во многом обязан этому прекрасному чувству…
О любви и новизне
Les Sources стал ее шестым студийным альбомом. "Это была идея Самюэля: он предложил рассказать о любви, о главных вещах в жизни, о настоящем, прошлом и будущем, о природе. Les Sources – это о наших истоках, из которых мы происходим и к которым возвращаемся. Это и о вдохновении, и о жизни. Источник – это чистая, незамутненная вода, рождающая реки или озера…" – рассказывает Ванесса. А еще так называется поместье Андре Паради, отца Ванессы, умершего в 2017 году. Именно там счастливая пара отпраздновала свадьбу и там же Ванесса записала звуки природы, органично вписав их между мелодичными рефренами, которые хочется слушать снова и снова, и сентиментальными балладами. "Как первая страница книги или вводная сцена фильма, вступительная часть задает тон всего альбома. Я давно мечтала осуществить это, – говорит Ванесса, – но в предыдущих моих работах этого сделать не удалось. А вот идея Les Sources идеально подошла для сочетания звуков природы и струнных, которые я обожаю и которыми завершаю альбом".
На первом треке больше минуты не слышно ее голоса, но именно он выразительнее всего передает ее потребность в подлинности и искренности. "Шесть месяцев в году я живу в Калифорнии, где учатся мои дети. Вдали от дома, родных и близких начинаешь думать о главных вещах в жизни, о том, что любишь и чего тебе так не хватает, – продолжает Ванесса. – О звуках Франции, улиц Парижа или природы в провинции…". И добавляет: "Музыка заставляет нас почувствовать на глубинном уровне очень сильные вещи, буквально ощутить их кожей".
Неудивительно, что музыкальная карьера у Ванессы Паради идет на равных с актерской. После первой роли в фильме "Белая свадьба" 1989 года она доказала, что может воплощать глубокие и цельные образы самых непостижимых героинь. Спустя какое-то время "маленькая невеста Франции", буквально загнанная преследованиями папарацци, закрыла свою личную жизнь, уйдя с головой в музыку. В альбоме Les Sources она записала несколько фрагментов ее любимых произведений других авторов: так, в композиции Mio Cuore Паради использовала вставку из песни Фабио Висколиози, а в композициях Ce Que Le Vent Nous Soufflé и À la Hauteur de Mes Bas процитировала Адриана Галло, лидера группы BB Brunes и любимца всех гранд-дам французской сцены. Когда я начинаю говорить ей о том, как этот молодой певец ее обожает, она прерывает, подняв руки и воскликнув: "Это взаимно! Он просто потрясающий парень, весьма одаренный и удивительно зрелый как в том, что говорит, так и в том, что пишет. Он не из тех, кто кичится своей культурой, у него действительно есть дар слова, у него потрясающие обороты речи… Песни, которые он мне прислал, настолько романтичны!"
Однако пальма первенства в области романтики безраздельно принадлежит Самюэлю Беншетри, конечно. У него получаются несравненные тексты: вспомним песни Алена Башуна и Рафаэля. А для Ванессы он сочинил не только слова, но и музыку. Его супруга не скрывает своего восхищения: "Я предложила ему написать текст, он загорелся и сказал: "Ну, так поехали!" Он писал слова на мою музыку с большим вдохновением, а потом начал сочинять и мелодии… Самюэль записал большинство звуковых перебивок в альбоме. И у него это заняло немного времени. Он такой талантливый, такой труженик и так быстро все делает. Он легко напишет песню за один день! Этим альбомом я обязана мужу".
Беншетри постоянно поддерживал Ванессу на всех этапах его создания – от написания текстов и музыки, включая процесс звукозаписи, вплоть до оформления обложки. На ней снято крупным планом лицо Ванессы. "Это очень личное фото, которое Самюэль сделал за несколько месяцев до возникновения идеи нового альбома", – рассказывает Ванесса, делая заметный акцент на слове "личное". – Это не фото для журнала моды, оно без прикрас, я на нем без макияжа… А мои глаза там говорят правду, я там не играю". Она останавливается на минуту, затягивается тонкой самокруткой и предлагает нам выйти на террасу, в кафе, где поспокойнее. Она так быстро и ловко движется, что пожилая дама, очевидно, позабывшая свои очки дома, принимает ее за официантку и просит принести напиток. Ванесса поворачивается и, сконфуженно улыбаясь, отвечает: "Простите, мадам, я не обслуживаю!"
Вечная школа
В углу террасы Жиль Лелуш заканчивает работу над фотосессией. Он отодвигается, давая ей дорогу, они здороваются, и наше интервью продолжается. Ванесса – настоящая профессионалка. Когда уже у нее за спиной доносится прощание Лелуша, она на ходу поворачивается и с райской улыбкой отвечает: "Пока, Жиль!" После короткой паузы мы возвращаемся к теме ее дружбы с Карлом Лагерфельдом, что уже само по себе из ряда вон выходящее явление в том кругу, где все быстротечно и ненадежно. Это еще одно доказательство преданности нашей героини, которая остается верным другом для тех, кто ее не разочаровал, постоянной клиенткой одного Дома и лучшей подругой коллег-актеров – от Матье Шедида до Валерии Голино. "Это она научила меня петь с итальянским акцентом в песне Mio Cuore", – говорит Паради. При всей своей нежности она неумолима и безжалостна к малейшей фальши. Поэтому их дружба с Карлом Лагерфельдом действительно искренняя: "Он гениальный. Это исключительный человек, досконально знающий культуру прошлого и настоящего, а в музыке разбирается лучше меня и вас вместе взятых!" Потом она переключается на тему собственно моды: "Мода – это совершенно особый, отдельный мир в жизни нашего общества, потому что он участвует и в экономической жизни нашей страны. При этом он закрыт для большей части общества, ограничиваясь узким кругом людей, именно поэтому он пробуждает мечты. Красивые платья, прически и макияж являются также составляющей мира кино… И увидеть это все в самом красивом Доме моды – привилегия".
Кстати, о мечте – присущий новому альбому немного фольклорно-фэнтезийный характер делает его вневременным. После богатой оркестровки предыдущей пластинки Love Songs 2013 года, которую продюсировал Бенжамен Бьолэ, Ванесса пригласила в качестве продюсера Пола Батлера, идола англосаксонской инди-музыки, убежденного сторонника олдскульной аналоговой звукозаписи. Начинавшая как скромная поп-звезда в 1980-х, ставшая последней "Галатеей" Сержа Генсбура, изваявшего из нее "Лолиту 1990-х", в 2000-х Паради сменила стиль на шикарно-хипповый, ознаменовав приход нового "экологически ответственного" массового движения. Она вернула дух 60-х, обогатив его взрывным гранжем в альбоме 1992 года, названном ее именем, который продюсировал сам Ленни Кравиц.
Современная и при этом стоящая вне рамок времени, Ванесса Паради проходит через десятилетия, мало заботясь о сиюминутных тенденциях. Если бы она могла выбирать эпоху, в которой хотела бы жить, то какую бы выбрала? "Непросто ответить на этот вопрос, потому что нам всегда кажется, что раньше было лучше. Чуть позже то же самое будут говорить и о 2018-м, надеюсь. Мне посчастливилось узнать немного о 1970-х годах. Тогда в культурной жизни происходило столько выдающихся событий на стыке музыки, моды и кино, включая определенное освобождение женщины. Хотя это и длилось недолго. Мне нравятся и 1920-е годы, потому что я фанатка джаза, который возник между эпохами сухого закона и утверждения прав женщин, в принципе я неравнодушна и к Дикому Западу. Хотя в чем-то и наше время хорошее…" – рассуждает она. В ее взглядах и манерах ощущается стремление к свободе и независимости. И слушая ее новые песни из альбома Les Sources, в который раз понимаешь, что Ванессе Паради всегда есть что сказать, независимо от времени и обстоятельств.
Читайте также: Что известно о Виржини Виар, новом креативном директоре Chanel