«Искусство можно структурировать, но вряд ли это пойдет ему на пользу»

Інтерв'ю
13.11.2014
ТЕКСТ: admin
ПОДЕЛИТЬСЯ

С 10 по 12 ноября в отеле Radisson Blu Hotel проходила конференция культурно-образовательной академии, основанной в Киеве Goethe-Institut. Осенью этого года, при финансовой поддержке Министерства иностранных дел Германии, Goethe-Institut проводит три основные программы в Украине. Все эти программы направлены на достижение одной цели: содействие созданию единой сети сотрудничества между украинскими и международными экспертами в сфере

ПОДЕЛИТЬСЯ

IMG_6690

С 10 по 12 ноября в отеле Radisson Blu Hotel проходила конференция культурно-образовательной академии, основанной в Киеве Goethe-Institut. Осенью этого года, при финансовой поддержке Министерства иностранных дел Германии, Goethe-Institut проводит три основные программы в Украине. Все эти программы направлены на достижение одной цели: содействие созданию единой сети сотрудничества между украинскими и международными экспертами в сфере культуры и развитию эффективных взаимоотношений между государственными культурными учреждениями обеих стран. «Мы пригласили на конференцию немецких экспертов, но речь не идет о том, чтобы они диктовали: «Вот, так мы делаем это в Германии, значит, делайте так же и в Украине», а о том, чтобы установить двустороннюю связь и обмениваться опытом на одинаковом уровне, — говорит Мёшель Фридерике, референт культурных программ Goethe-Institut. — Мы пытаемся выяснить, какие проекты, реализованные в Германии, могли бы пригодиться и украинцам, а в каких случаях Украине лучше идти своей дорогой. Более того, эта конференция – еще не окончание диалога: мы планируем его продолжить. С этой целью в конце года группа украинских деятелей культуры и искусства отправится в Германию, чтобы возобновить дискуссию».

IMG_6769
На фото: Мёшель Фридерике

Возникает закономерный самокритичный вопрос: чему Германия может обучить Украину, ясно, но наоборот? «Наших немецких референтов особенно впечатлили тот азарт, та увлеченность, мотивация и заинтересованность, которые демонстрируют украинские участники конференции. Мне кажется, что такая интенсивность и нацеленность на результат – большая редкость. Остается лишь надеяться, что украинцы смогут правильно воспользоваться этой энергией и направить ее в нужное русло», — говорит Фридерике. Тем временем, в Германии на протяжении последних десяти лет продолжаются разнообразные дискуссии на тему искусства. Среди прочего, мы очень долго размышляли о том, как прописать на законодательном уровне достаточную зону комфорта и свободного пространства для художников. «Если искусство – отражение реальности, то артист – это тот человек, кто держит зеркало, — уверена Фридерике. — Можно лишь надеяться на то, что общество, взлянув на это отражение, сделает правильные выводы из того, что увидит там. Таким образом, на каждого человека искусства ложится гражданский долг делать все возможное, чтобы картина, увиденная обществом и написанная им, не была фотошопом».

— Марк, в рамках вашего воркшопа вы говорили о синергии между правительственными и частными структурами в контексте искусства. Очертите, пожалуйста, основные тезисы вашей лекции.

Речь идет о том, чтобы все стационарные заведения культуры и искусства, которые принадлежат городам, государству, территориальным общинам на местах были открыты для использования и независимыми культурными организациями, независимыми художниками и деятелям культуры. Они должны быть открыты для использования гражданским объединениям – все эти действия направлены на создание модели, ориентированной на будущее. Особенно актуальна эта модель сегодня, когда с каждым днем финансирования все меньше. Если же перенести этот тезис на украинские реалии, это могло бы означать следующее: существующие культурные организации, такие как музеи и театры, будут открыты для общественных организаций и свободных деятелей искусства. Таким образом в общее культурное течение Украины будут привнесены определенные инновации, и обе стороны смогут выиграть от этого сотрудничества.

IMG_6740

— Как вы считаете, искусство должно быть бесплатным?

Нет. Есть, конечно, ситуации, в которых нужно работать на безоплатной основе ради высшей цели, но я бы сказал, что эти ситуации исключительны. Как правило, искусство – это работа, а работа должна быть оплачена.

— Какое место занимает художник в современном культурном дискурсе?

Я думаю, что в контексте культуры художник определенно занимает центральное место – он воплощает в себе сразу несколько общественных параметров и в своей работе отображает социальную реальность. Он может рассказывать о ситуации с заработной платой, о проблемах на рынке труда, о чем угодно. Художник – это тот человек, который аккумулирует в себе все проблемы, переживает их и трансформирует посредством искусства и культуры.

IMG_6731

— Что самое сложное в установлении продуктивной взаимосвязи между государством и искусством в целом?

Сравнивая украинский и немецкий опыт, можно признать, что у нас куда больше общего, чем можно подумать. В первую очередь я говорю о бюрократии. Кроме того, есть определенная проблема коммуникации – не в смысле выражения своих мыслей, но в смысле того, что люди искусства и представители администраций говорят на разных языках. Мне кажется, что в Украине эти несоответствия языков заметны особенно – как и разногласия в культурном плане. Помочь в сокращении этого расстояния, преодолеть барьер сможет постоянный диалог между государством, органами местного самоуправления и художниками.

— А какое место в этой структуре взаимодействия занимают независимые художники, о которых вы говорили раньше?

В Германии, например, их роль растет с каждым днем – они привносят в искусство смысл. Возьмем, например, театры: на протяжении уже значительного периода времени стационарные театры со штатным репертуаром все чаще и чаще заимствуют идеи у представителей свободных сцен, независимых театралов. И вот именно эти приобретения, результат совместной работы культурных организаций и свободных художников, которые мы в Германии уже взяли на вооружение, мы и предлагаем своим украинским коллегам. Нам кажется, этот путь – очень органичен для украинского искусства. База для этого здесь очень хороша: существует инфраструктура, стационарные театры, музеи, активные с творческой точки зрения общественные организации. Проблема лишь в том, что все эти инстанции пока не приблизились друг к другу в достаточной мере для того, чтобы плодотворно сотрудничать.

IMG_6720

— А сколько времени должно пройти для того, чтобы результативно имплементировать ваш опыт в наши реалии?

Здесь я бы говорил не столько в контексте времени, сколько о контексте терпения, выдержки. Конечно, это будет продолжаться не один год, а, возможно, и не одно десятилетие, но ведь и в Германии все случилось не сразу.

— За свою жизнь вы работали практически со всеми формами искусства. Какая из них ближе всего лично вам?

Я не могу определиться с одним: для меня интересен больше мультидисциплинарный синкретизм искусств. Например, у нас в Мюнхене проводится фестиваль «Нового музыкального театра». В его рамках собраны труды композиторов, режиссеров, художников – все они совместными усилиями разрабатывают концепцию театра новой музыки. Особенно интересным все становится тогда, когда эта группа решается на инновации, внедряет что-то новое, развивая, при этом, разные направления искусства.

IMG_6705

— Как вы относитесь к современному искусству и как бы вы охарактеризовали его состояние в Украине?

Вчера вечером я был в частной художественной галерее, в PinchukArtCentre. Там проходила выставка политического искусства, и меня впечатлило количество юных, заинтересованных в современном искусстве лиц. Мне сложно судить о посещаемости в целом, разумеется, но первый раз я пытался попасть туда в воскресенье и мне это не удалось – была огромная очередь. Так что, с моей точки зрения, в Украине есть огромный потенциал для развития в этом направлении.

— Когда государство финансово поддерживает искусство, существует ли риск того, что искусство станет заангажированным?

Если это хорошее искусство, то такой опасности не существует.

IMG_6735

— Как вы считаете, можно ли считать моду искусством?

Конечно, мы считаем моду частью глобальной культуры– во многих музеях в Германии я видел выставки, посвященные именно искусству создавать одежду и одеваться. Для меня модные украшения и индустриальный дизайн – это примеры качественного прикладного искусства, которые пользуются тем большими популярностью и влиянием, чем более яркий социальный окрас они носят. Самый впечатляющий эффект они имеют, когда создаются не по заказу, а по наитию – впрочем, к сожалению, такое случается редко. Но, конечно, я не говорю о том, что без определенной социальной привязки такое искусство перестает быть качественным. Просто всегда нужно думать о том, что, создавая предметы искусства, очень важно заранее задуматься – какое влияние моя работа произведет на общество?

— Какие стереотипы об Украине существуют в мире? Побывав здесь, можете ли вы сказать, правдивы ли они?

В последнее время Украина ассоциируется только с тяжелой политической ситуацией, и вот эта картина закрыла собой все другие аспекты жизни современной страны. После того, как я приехал, я лично убедился в открытости, разнообразии и энергичности Украины – в том числе, судя по представителям украинского искусства и культуры. Для того, чтобы увидеть это, стоило приехать сюда – из Европы этого не видно.

IMG_6691

ПОДЕЛИТЬСЯ
ВЕЩЬ ДНЯ
19.11.2024
Bevza
Ялинкова прикраса «Щедрик»
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).