“Я люблю реализм, но у меня своя реальность”
Жан Кокто
Жан Кокто утверждал, что мода наводила на него скуку. Французский кинорежиссер, поэт и художник дружил с Коко Шанель, Эльзой Скиапарелли и Кристианом Диором. Он сидел в первом ряду показов, тогда еще не заполненных инфлюэнсерами и телезвездами, обсуждал кутюрные коллекции с французскими интеллектуалами, редакторами и политиками. Кокто, как и все его современники, не сомневался в том, что мода — это искусство.
“Искусство создает уродливые вещи, которые я часто делаю красивыми. Мода, наоборот, создает прекрасные вещи, которые на мне смотрятся ужасно”
Художник недооценивал свой потенциал французской иконы стиля. На всех снимках Кокто появляется в идеально сидящем костюме, белой рубашке и галстуке. Он не изменял своей униформе — английский твид, шерстяные пиджаки, шелковые галстуки и туфли, сделанные под заказ на задворках левого берега Парижа. Дома он неизменно носил пижамы и халаты от Charvet — французского бренда с почти 200-летней историей.
Простая одежда, как это часто бывает, стала ответом на бурную жизнь. В детстве Кокто пережил смерть отца, покончившего жизнь самоубийством, был исключен из школы, а в 19 лет опубликовал свой первый сборник стихов — и сразу же получил признание в кругах парижской богемы.
Кокто работал с главными героями своей эпохи. Балет “Парад” (1917) он ставил вместе с Сергеем Дягилевым и Леонидом Мясиным — главными хореографами того времени. Музыку для его постановок писал Игорь Стравинский, а над костюмами работал Пабло Пикассо (некоторые он создал из картона). Как раз в тот период Пикассо гастролировал с цирковой труппой, так что балет друга-сюрреалиста пришелся ему по душе.
Парижские интеллектуалы любили Кокто за его эксперименты не только с творчеством, но и с сексуальностью. Художник был свободен ото всяких предрассудков, которые еще не покинули парижан в 40-х годах. Он встречался с поэтом Раймоном Радиге (он умер в 20 лет, а похороны организовала Коко Шанель), актером Жаном Маре и русской принцессой Ольгой Палей, сбежавшей от революции в Париж.
Кокто писал стихи, снимал сюрреалистические фильмы (хотя сам их так не называл), работал над сценариями и рисовал. Сегодня его наследием вдохновляются сотни дизайнеров, но первый шаг в мир моды сделал сам художник.
В 1937 году он создал два жакета в коллаборации с Эльзой Скиапарелли — поклонницей сюрреализма и соперницей Коко Шанель. Художник нарисовал два эскиза: портреты, создающие иллюзию вазы с цветами, и профиль женщины, чья рука заменяет пояс.
Дизайнеры обратились к творчеству Кокто в 2000-х годах. Жан-Поль Готье посвятил ему осеннюю коллекцию 2003 года. В нее вошли монохромные костюмы, кожаные жакеты и легинсы, плавно переходящие в ботильоны, — совсем как у Balenciaga пару сезонов назад.
Вдохновением весенней коллекции 2011 года Джона Гальяно стала Мария Лани — муза 1920-х годов. Каждый образ Гальяно воссоздал с ее портретов, нарисованных в разное время Анри Матиссом, Марком Шагалом, Жоржем Браком и Жаном Кокто.
Кэтрин Маландрино воссоздала жакеты Скиапарелли в своей коллекции 2009 года, Жан-Шарль де Кастельбажак перенес рисунок Кокто в Pre-Fall 2014, а Фрэнк Сорбье поместил на кутюрные платья аппликации с глазами из его фильмов. Бруно Питерс в осенней коллекции 2005 года воссоздал девушку Кокто в интерпретации нулевых годов: платья мини, драпировки, шелк и минимализм. Вот только фотографии из тех годов сохранились очень плохо. Вместо этого посмотрите короткометражный документальный фильм о художнике. Озвучивает его, кстати, Тимоти Шаламе.
Читайте также: Как A$AP Rocky стал любимым рэпером модной индустрии