Была ли Мэри Куант революционером моды? Безусловно, ведь прежде всего именно она переодела женщин в мини-юбки, маленькие платья-трапеции и короткие шорты. Однако в большей степени культовый модельер обладала аналитическим талантом и даром предвидения, благодаря чему тонко подмечала настроения тех кругов общества, в которых состояла сама. "Это не я изобрела мини, и даже не Курреж — первыми так стали одеваться девчонки на улицах", — говорила сама дизайнер.
Мэри Куант родилась в 1934 году в семье школьных учителей, в городке Блэкхит (Кент, Англия), выросла в Лондоне и там же поступила в колледж Goldsmiths College of Art. Не испытывая особого интереса к учёбе, девушка вела довольно богемный и полуголодный образ жизни. Мэри была завсегдатаем в районах Челси и Карнаби-стрит, прогуливаясь по которым находила вдохновение для дальнейших экспериментов в дизайне. Параллельно с учёбой в колледже Мэри развивала талант создания орнаментов и работала у известного художника Эрика, чья студия располагалась в роскошном районе Мэйфейр, обстановка и посетители которой оказывали влияние на художественные предпочтения мисс Куант.
Умение внимательно наблюдать за окружающей действительностью, улавливать детали, наполненные смыслом и потенциалом, и непреодолимая тяга к бунтарству сделали Мэри безгранично важной персоной для молодых женщин и мира моды 60-х. В юности Мэри запросто могла предстать перед изумленными гостями на дне рождения матери в полосатой пижаме и туфлях на высоких каблуках, сесть за стол и изображать скучную светскую беседу, глумясь над занудными тётушками в шляпках.
Известная история: однажды Мэри зашла в гости к своей подруге Линде Квайзен, чтобы занять у неё несколько фунтов на еду, и увидела, как та убирает в доме в укороченной ножницами джинсовой юбке — для удобства, как объяснила подруга. Мэри впечатлило увиденное. Создавать одежду Куант начала еще в 19 лет и не оставляла экспериментов, внедряя в них идеи, созвучные времени и социально-общественным настроениям. В Европе набирал новые обороты феминизм, обострялся конфликт поколений, что привело к необходимости переизобретения женской моды. И Мэри Куант одной из первых уловила желание женщин избавиться от старомодных вычурных причесок, нарядов и неудобной, гипертрофированной женственности.
С первого курса обучения в колледже будущая дизайнер поддерживала отношения с молодым человеком из аристократической семьи — Александром Планкетом Грином, за которого впоследствии и вышла замуж. Первый бизнес-план Александра и Мэри был крайне гротескным: в день совершеннолетия Планкет пришел к девушке, объявил, что у него есть 5000 фунтов, полученных от родителей, и решил предоставить Мэри возможность распорядиться деньгами. Мэри же недолго думая заявила, что они открывают ночной клуб. В старинном особняке в Челси, который молодые люди арендовали вместе со своим другом Арчи Макнэром, были снесены стены и затеян грандиозный ремонт, а на следующий день Алекс и Арчи сидели за решёткой, потому что в старинных домах нельзя было просто взять и снести стены, без разрешения совета архитекторов. Непоседливая Мэри быстро придумала альтернативу - ресторан с морской тематикой для молодёжи. В новом помещении были размещены и ресторан, и три спальни, и наконец, маленький магазин, в котором Мэри перепродавала вещи, собранные на блошиных рынках. Спустя какое-то время, благодаря предпринимательскому таланту Алекса, дела в заведении пошли на лад, в ресторан начало приходить больше людей, и их нужно было развлекать чем-нибудь новым. Мэри, замечавшая, что девушки предпочитают носить всё более короткие юбки, ставя свободу превыше общественной морали, вспомнила о подруге Линде и её укороченной юбке, и вскоре представила в своём маленьком магазине несколько видов юбок, которые обрезала сама и назвала в честь своей любимой машины Mini Cooper. Планкет увлекался фотографией и, увидев стройные ноги Мэри в мини-юбке, тут же сделал серию снимков и увесил ими стены первого этажа ресторана. Фото вызвали огромный резонанс - проходящие мимо мужчины и женщины, а также посетители ресторана не могли оторвать взгляд от снимков.
К концу 50-х молодые люди до отвращения устали от строгих и ограничивающих свободу правил старшего поствоенного поколения. Призывая жизнь, молодёжь способствовала радикальным переменам во всём: музыке, моде, образе и стиле жизни. Из всего этого был синтезирован новый гламур — яркий и шокирующий, а нововведения Мэри Куант оказались невероятно созвучны новым настроениям. Коротких юбок заказывали так много, что нескольким наёмным мастерицам приходилось шить их днями напролёт в одной из спален.
Магазин, который обрёл название Bazaar, становился всё более популярным с подачи изобретательных Мэри и Александра, которые подогревали интерес посетителей эксцентричными выходками: в витрине вместо манекенов были установлены восковые фигуры, которые полицейские не раз пытались арестовать, принимая их за живых людей, хулиганящих в чужой собственности, в выходные за стеклом оказывались горы пустых бутылок и надпись "Мы ушли на рыбалку", а сама Мэри давала остроумные интервью, объявляя хороший вкус пережитком прошлого, а вульгарность — самой жизнью и будущим. Завсегдатаями Bazaar стали все четверо участников The Beatles, Ричард Бартон, Дэвид Бейли, Брижит Бардо, Ванесса Редгрейв, Мик и Бьянка Джаггер, а модель Патти Бойд выходила замуж за гитариста Beatles Джорджа Харрисона в наряде от Mary Quant.
Новая волна бурно сметала все каноны элегантности и женственности, привычные людям поствоенного времени. Королева Елизавета осторожно выразила опасения насчет падения нравственных устоев и прочей морали, ввиду того, с какой силой захватила всех мода на ультракороткие юбки, однако после того, как сотни мужчин вышли на улицы с плакатами "Мини-юбки навсегда", пикетируя очередной показ Кристиана Диора, вопросов становилось всё меньше, а сексуальная революция тем временем набирала силу всё более стремительно.
В 60-х Мэри пригласили к участию в модном показе в городе Сент-Морис в Швейцарии. По прибытии в роскошный отель, изучив гостей, дизайнер была смущена и сбита с толку: среди напыщенных, окутанных в меха и драгоценности дам она — угловатая, в черной водолазке и короткой юбке — казалась себе посмешищем. Александр, нивелируя все сомнения Мэри на свой счёт, настоял на проведении показа. Когда под конец дефиле с плиссированными школьными юбками, цветными колготами и туниками, надетыми поверх свитеров, на подиум вышла модель в белом кожаном плаще и, распахнув его, осталась в одних чёрных колготках, Мэри была готова провалиться сквозь землю, а за её спиной уже стояли полицейские. Позднее выяснилось, что Александр, всегда делавший ставки на эпатаж, нашёл последнюю модель в местном стрип-баре и объяснил, что от неё требуется в конце шоу, но главное — эффект, который произвел показ на гостей: лощеные дамы поскидывали туфли и бриллианты и, подхватив подолы роскошных платьев, до упаду танцевали рок-н-ролл.
К середине 60-х Мэри Куант стала самым прославленным дизайнером, подняв до небес продажи местной легкой промышленности, и получила от королевы орден Британской империи за выдающийся вклад в развитие моды. В 1969 году Куант отправилась в Нью-Йорк, где представила 30 моделей одежды на показе в Брайтон-парке, а после устроила настоящий парад на Таймс-сквер — манекенщицы своим дефиле перекрыли движение вокруг площади. В Нью-Йорке Мэри познакомилась с Дианой Вриланд, которая присутствовала на её показе и следила за происходящими изменениями в моде, вызванными выходками таких бунтарей, как Мэри.
Мини-юбка стала не просто атрибутом сексуальной революции, но мощным визуальным символом освобождения женщины от морально-этических предрассудков прошлого. Мэри создала канал связи между уличной субкультурной модой и обществом — так музыканты, танцоры, битники стали инфлюенсерами всем полюбившейся свободной моды 60-х благодаря ее влиянию. Создавать вещи, подходящие для нормальной жизни и людей, — такой была главная идея мисс Куант.
В конце 60-х — начале 70-х Куант и Александр открыли еще два магазина, на Кингс-роуд и Бонд-стрит. Куант сотрудничала с американской сетью универмагов JC Penney и британским масс-маркет-гигантом Ginger group и запустила линию косметики Mary Quant, в которую позже вошли также мужские средства ухода. В 1990 году дизайнер была удостоена награды Зала славы, а в 2015 году стала кавалерственной дамой. Мэри выпустила две биографии, вырастила сына от Планкета и полностью посвятила себя семье и внукам.
Наследие Mary Quant из сезона в сезон вдохновляет дизайнеров таких домов, как Prada, Louis Vuitton, Moschino, Valentino, Saint Laurent, а платья и юбки мини вряд ли когда-нибудь утратят свою актуальность.