— Такой молодой и пьяный… Ты почему под деревом лежишь?
— Потому что стример я
— Это как — тример? Вставай, мы тебя чаем напоим, тример…
Стримеры, стрингеры, видеоблоггеры – кто эти люди, все чаще появляющиеся и по всему миру, и в Украине? Чем они друг от друга отличаются и как им удается зарабатывать на этих не самых тривиальных занятиях? Внятный ответ на этот, казалось бы, простой вопрос так или иначе зависает в воздухе. Мы решили перестать ходить вокруг да около и разложить, наконец, все по полочкам.
Кто такие стримеры?
Несмотря на схожие названия, общего у стримеров и стрингеров не так и много – по сути, это два параллельных явления. Стрингер – фрилансер, внештатный журналист, человек, выполняющий заказы на тот или иной профессиональный сюжет. В то же время, стример транслирует информацию в режиме реального времени, и высококачественная картинка, конечно, желательна, но оперативность и уникальность контента в этом случае куда важнее. В то же время, эти явления могут сводиться к одному и тому же – стрингер может получать запрос на журналистский сюжет в режиме реального времени, а стример «под заказ» готовить репортажи с места событий. Однако у стрингера нет собственного канала для вещания — он продает свой сюжет какому-то медиа, в то время как стример может как работать в таком формате, так и развивать свой собственный ресурс.
Видеоблоггинг также можно отнести к этой категории вольных операторов, с той особенностью, что блог – это авторский продукт в конкретном жанре и тематике. Например, небезызвестное This is Хорошо – шутки-прибаутки в режиме короткого интернет-шоу или же многочисленные бьюти-блоги на YouTube, в которых девушки от мала до велика делятся премудростями плетения косичек и создания nude-макияжа. Основная особенность видеоблоггеров заключается в том, что этот контент записывается заранее, а не транслируется в онлайн-режиме. Количество подписчиков на каналы блоггеров и стримеров варьируется от сотен до сотен тысяч и часто становится для автора основным занятием, даже если стартовало в качестве хобби.
Из всех описанных форм стриминг – самая непредсказуемая и вольная, а также самая многообещающая, поэтому как любители экспериментов мы сосредоточимся именно на ней. Как становятся стримерами, о чем они нам рассказывают, и что этот феномен вообще значит?
Как стать стримером?
Стриминг похож на театр одного актера: автор репортажа становится режиссером, оператором и ведущим в одном лице, оставаясь при этом непосредственным участником сюжета. Он же озвучивает происходящее, причем его комментарии не менее важны, чем картинка: от них в большой степени зависит популярность и востребованность сюжетов. Особенно важными комментарии становятся тогда, когда качество изображения по техническим причинам оставляет желать лучшего – закадровый голос не только объясняет, что происходит в кадре, но и позволяет людям отвлечься на свои дела и переключиться в режим прослушивания. В первую очередь, стриминг – это, безусловно, творческий процесс, требующий определенного таланта и умения импровизировать. Ни учебников, ни специальных курсов по этой теме нет: максимум, который можно выискать для самообразования – советы других первопроходцев. Однако, и в этой сфере появляются свои профессиональные нюансы.
О чем вещают стримеры?
Понятие «стример» не привязано к определенной сфере и имеет свои разновидности в разных областях – от серьезной общественно-политической тематики до чисто развлекательного жанра. Для Украины особенно актуальным является, конечно, политический стриминг. Активизация в этой сфере связана с событиями на Майдане — именно тогда ценность момента была особенно высока, а правдоподобность информации оценивалась исходя из личного доверия к ее источнику. Онлайн-стриминг по охвату аудитории соревновался с главными телеканалами и стал едва ли не главным референсом получения новостей: кроме EspressoTV и Hromadske.tv, были и отдельные стримеры, как, например, Александр Барабошко (Крус Крус) или Богдан Кутепов, которые передавали информацию в своей собственной аранжировке – Кутепов танцевал и водил по Майдану хороводы, Крус использовал сленг и выражался языком, далеким от формализма традиционных медиа. Они оба стали трансляторами происходящего в формате, понятном и интересном их аудитории. В целом же, отдельные журналисты, и целые медиапроекты возникли как реакция на отсутствие адекватного источника информации, соответствующего потребностям ситуации и целевой аудитории.
Трагичные события на Востоке стали новым витком в развитии стриминга – в горячих точках он стал не просто дополнением к традиционным сводкам новостей, а иногда и единственным источником информации. Условия гибридной войны требуют и гибридных медиа, способных проникать туда, куда удостоверение журналиста пропуска не даст. В этом смысле стриминг – это не просто новый вид цифровой журналистики, но и новая форма коммуникации: в то время как новостные сюжеты ограничены формальностью формата и временем выхода, стример создает эффект личного присутствия и виртуального со-участия в происходящем. Главная фишка этого формата – мобильность, отсутствие официоза и формализма, ощущение попадания в кулуары. Формат этот актуален по всему миру, о чем свидетельствует создание новостного канала Newswire, который будет базироваться на YouTube и состоять из видеороликов, снятых очевидцами важных событий по всему миру. Эти видео будут предоставляться традиционным телеканалам для иллюстрации своих новостей. «Эффект присутствия» набирает обороты, все увереннее вытесняя аккуратные новостные сюжеты из поля информации, которую мы согласны считать достоверной.
Отдельный вид стриминга – игровой. Эти ребята зарабатывают деньги, транслируя в онлайн-режиме то, как они играют в видеоигры. Наблюдать за чужой игрой, оказывается, довольно увлекательное занятие, учитывая его популярность среди любителей видеоигр, которые параллельно с просмотром стримов общаются между собой и обсуждают происходящее. Самая известная платформа для гейм-стриминга, Twitch.tv, была основана в 2011 году, и за время своего существования сумела спровоцировать бум киберспорта, и количество его зрителей достигает сегодня многих миллионов в месяц.
Как и в случае с журналистским стримингом, центральное значение здесь имеют комментарии самого геймера – в равной степени важны и игровое мастерство, и харизма игрока, который должен уметь увлечь и удержать внимание зрителей. Именно от этого, в конечном итоге, зависит потенциальная прибыль. Для того, чтобы зарабатывать гейм-стримингом, необходим, в первую очередь, мощный компьютер, интернет и специальная программа вроде Adobe Flash Media Encoder или XSplit. Остальное — вопрос вовлеченности и самоотверженности. Они и правда понадобятся каждому, кто решит ступить на эту тропу: игровой стриминг — довольно прибыльное занятие, однако, чтобы быть в нем конкурентоспособным, своим каналом заниматься придется довольно серьезно.
Создается впечатление, что деньги в игровом стриминге берутся «из воздуха», не иначе. Но нет – его монетизация зиждется на вполне материальных столпах, которые, к тому же, очень разнообразны. За сам просмотр деньги не начисляются, поэтому зарабатывают стримеры в основном от размещения рекламы (встроенной и в виде рекламных блоков), цена на которую тем выше, чем популярнее канал. Изначально с рекламодателями нужно связываться по собственной инициативе, однако в процессе раскрутки они будут находить вас сами и отбою от них не будет, ведь это поле для них очень благодатно. Счет стримеров пополняется и благодаря платным подпискам, которые, среди прочего, позволяют подписчикам избавиться от той самой всплывающей рекламы. Еще одним потенциальным источником заработка является донорские взносы. В среднем, если всерьез заняться игровым стримингом — уделять этому занятию 6-8 часов в день и развивать свой канал всеми вышеперечисленными способами — то уже через несколько месяцев при наличии хватки и известного таланта можно зарабатывать около 2 тысяч долларов. А если на этом не останавливаться, то спустя какое-то время заработок вполне может достигать и 5-6 тысяч в месяц.
В отдельную группу можно выделить и стриминг общественных и культурных событий — концертов, фестивалей, презентаций. Помимо 7 тысяч физически присутствующих гостей, презентацию нового iPhone в режиме реального времени наблюдали миллионы людей по всему миру. Переход из традиционного ТВ в Интернет-пространство открывает для прямого вещания новые горизонты: если заседания Генассамблеи ООН в прямом эфире еще покажут, то более нишевые мероприятия удостоятся разве что короткого сюжета в сводке новостей. Теперь же мы c легкой руки смотрим концерт Limp Bizkit на видеохостинге Ustream, попивая чаек у себя на диване. На локальном же уровне это достижение еще ощутимей: тематические лекции, встречи, круглые столы, которые иначе вы бы безнадежно пропустили, теперь все чаще транслируются онлайн, а компании, предоставляющие организаторам такие услуги, заказами, кажется, обеспечены надолго.
С философской точки зрения, все это похоже на воплощение нашей давней мечты — быть в нескольких местах одновременно. С каждым годом это желание становится все насущнее, напоминая уже необходимость. Есть спрос — будет и предложение, так что вуаля — вы и здесь, и там, и граница между реальностью и виртуальностью уже кажется вам призрачной. Vive le progrés!