Иллюстратор Рене Грюо был выдающимся художником, одной из самых знаковых фигур мира моды и одним из ее творцов. Он оставил свой яркий, немеркнущий след на страницах L’Officiel. Грюо, который оригинально использовал цвет, обладал доскональным чутьем линии и вдохновлялся японской живописью, часто сравнивали с великим французским художником Анри де Тулуз-Лотреком.
Своими иллюстрациями он преобразил модный образ, выведя на первый план элегантность и высокий стиль эпохи, в которой доминировала кутюрность. Сотрудничество Грюо с журналом L’Officiel длилось более 55 лет, в течение которых он проиллюстрировал 11 обложек и бесчисленное количество разворотов. Его первая обложка для L’Officiel была опубликована в 1947 году – она непринужденно увековечила момент, когда haute couture вошла в период послевоенного всплеска обновления. С того момента творчество иллюстратора и элегантность французской моды сплелись навсегда.
Полное подлинное имя Рене Грюо, родившегося в 1909 году в Римини, в семье итальянского дворянина и французской аристократки, – граф Ренато Завальи Рикьярделли делле Каминате. После развода родителей, случившегося, когда мальчику было всего три года, он переехал с матерью в Милан, где увлекся рисованием.
Первой моделью Рене стала его мать Мари Грюо де ла Шесне. Она оказала огромное влияние на развитие и становление юного художника – прививала сыну интерес к высокой моде и воспитывала чувство элегантности. С 14 лет Рене уже самостоятельно зарабатывал иллюстрациями. Так, в 1924 году первая из них появилась в модном итальянском журнале Lidel. Примечательно то, что он был самоучкой и не имел профессионального художественного образования.
В 1930 году Рене отказался от карьеры архитектора и от титула, взял девичью фамилию матери и окончательно переехал в Париж, где уже бывал ранее.
Впервые «фирменные» черно-белые рисунки Рене Грюо, с характерными выразительными линиями и особым подходом к изображению черт лица модели, появились в рекламе шляп датского модиста Эрика Браагаарда. Под этими первыми рисунками для журнала красовалась культовая подпись Грюо – фамилия в виде росчерка, напоминающего иероглиф, увенчанного звездочкой, которую он добавил после того, как однажды на его подпись случайно капнула капля чернил. Талантливого иллюстратора заметили модные издания, и уже вскоре его заказчиками стали такие именитые журналы, как Vogue, Fémina, Marie Claire, Silhouettes. Его сотрудничество с L’Officiel началось в 1936 году.
Грюо лучше всех знал, что мода – это не только физически осязаемая одежда, но и фантазия, и образ, связанный с ней. Мода была настроением, идеей, и читатели журналов жаждали изображений, которые могли бы передать такие чувства, превратить просмотр в наслаждение. И эту жажду утолил отточенный художественный стиль Грюо.
Для него основой всего была линия. Однажды художник заметил: «Если вы проведете карандашом линию и она будет хорошо сделана, для меня это уже искусство. Тот же закон, который делает модную иллюстрацию хорошей, способен сделать плохой картину Пикассо». Применяя правила изобразительного искусства к модной иллюстрации, Грюо признавал эмоциональную преобразующую силу модной фантазии. Его целенаправленное и впечатляющее использование линии идеально соответствовало той моде, которую он иллюстрировал. Грубые широкие следы кисти, окаймлявшие его знаменитые силуэты, были вдохновлены техникой японской каллиграфии, предполагавшей, по словам самого художника, совершенно новый для европейского модного издания способ иллюстрации.
В начале Второй мировой войны Грюо переехал сначала в Лион, затем в Канны, где помогал своему другу Кристиану Диору найти работу, а тем временем создавал рисунки для Marie Claire. Именно тогда, как утверждал Грюо, он убедил Диора в необходимости открытия собственного Дома моды. После войны произошло возрождение французской моды, ознаменовавшееся появлением в 1947 году легендарного диоровского стиля new look.
После этого знаменательного в истории моды поворота Грюо был приглашен на пост художественного руководителя по рекламе в дом Christian Dior и буквально стал его незаменимой частью. После смерти Диора Рене предложили роль креативного директора по дизайну, но Грюо не принял предложение.
Грюо дружил со многими кутюрье, с которыми ему довелось работать, включая Кристобаля Баленсиагу, Юбера де Живанши и молодого Ива Сен-Лорана. Однако самыми близкими друзьями для него оставались Диор и Жак Фат, с которыми он познакомился в начале своей карьеры и был связан профессиональными и личными отношениями. В интервью L’Officiel в 1989 году Грюо рассказал о множестве вечеринок и ночных трапез в послевоенном Париже, на которые они ходили вместе.
Грюо никогда не называл себя художником, предпочитая определение «иллюстратор рекламы». Действительно, одни из его самых известных работ – это реклама духов Miss Dior, нижнего белья и чулок Scandale, нашумевшая известная реклама Rouge Baiser, в которой ярко-красные губы женщины с завязанными глазами источают провокационную чувственность. И хотя эти знаменитые произведения создавались как временные работы для проходящих рекламных кампаний, они живут вот уже более полувека как совершенно самостоятельные произведения искусства, украшая стены самых стильных домов и резиденций. Или же демонстрируются в залах самых известных музеев мира.
Грюо скончался в 2004 году, в возрасте 95 лет, оставив огромное наследие кутюрных иллюстраций. Его талант и значимость заключались в способности понимать и тонко чувствовать изменяющийся климат моды, оставаясь верным своей уникальной эстетике и точке зрения. Культовый стиль Грюо оставался востребованным даже в последние годы его жизни: иллюстратор создал последнюю обложку для L’Officiel в 1991 году. Хотя на протяжении долгого периода его карьеры дух моды неоднократно менялся, работы Грюо всегда точно отображали ее особенности, культуру и дух времени.
Читайте также: 5 уроков стиля от Айрис Апфель