4 одесских художника, которых знают в Париже, но не знают на родине

Искусство
02.07.2021
ПОДЕЛИТЬСЯ
На выставке "Вчера, сегодня, всегда" в МСИО
ПОДЕЛИТЬСЯ

С 18 июня по 26 сентября Музей современного искусства Одессы проводит выставку “Вчера, сегодня, всегда. Одесса в коллекции Вадима Мороховского”. Собрание modern и contemporary art бизнесмена Вадима Мороховского — одно из самых значимых в Украине. Хронология выставки охватывает более 150 лет: от живописи середины ХІХ века до украинского медиаарта 2000-2020-х годов. Куратор — Андрей Сигунцов.

Специально для L'Officiel искусствовед Мария Вторушина рассказывает истории одесских художников и художницы, ставших знаменитыми в Европе, но малоизвестных у нас.

Сандро Фазини

Сандро Фазини — старший брат Ильи Ильфа, заразивший известного писателя любовью к французскому стилю и моде. Говорят, что даже в самые сложные дни от изящного и стильного Сандро было невозможно отвести взгляд. Саул Файнзильберг родился в 1882 году в Киеве. Семья переехала в Одессу, где Сандро получил художественное образование. Уже в 18 лет он стал иллюстратором знаменитого журнала “Крокодил”. После революции 1917 года Сандро работает плакатистом для ЮгРОСТА. Но в 1922 он вынужден эмигрировать. “К сожалению, сейчас выбирать Россию как поприще — значит выбрать смерть”, — пишет он из Константинополя своему дяде. Из Константинополя Фазини отправляется в Париж. Здесь он играет свадьбу с Азой Канторович. Пара селится на Монпарнасе, в сердце «русского квартала», на улице Дарю.

В Париже Сандро экспериментирует: сюрреализм, кубизм, фотография. Когда приезжает Илья Ильф, братья отправляются в фототур по Франции. Фотографии Сандро публикуются в Vu; представлены на Международной парижской выставке в 1937. Он становится популярен и как рекламный фотограф. Фазини принимает участие в самых престижных художественных проектах Парижа: Осеннем салоне, Салонах Независимых и Тюильри. С начала Второй мировой войны Сандро и Аза остаются в Париже. В 1942 году город захватывают войска нацистской Германии. Пару схватили во время облавы на евреев “Вель Д‘Ив”, которая проводилась французской полицией. Жизни художника и его жены закончились в концлагере Освенцим в 1942 году.

Имя Сандро Фазини известно в Европе и Израиле, а на родине — почти забыто. Работа Фазини “Атлеты” приехала в Одессу к открытию выставки, чтобы остаться в коллекции основателя музея.

Соня Делоне

Имя Сони Делоне — среди десяти самых известных художниц в мире. Делоне — первая женщина, чья прижизненная выставка прошла в Лувре. Вопрос о том, одесситка ли Соня, решил исследователь авангарда Евгений Деменок. Разыскав архив художницы, он доказал, что Сара Штерн — Соня Делоне — родилась в 1885 году в Одессе. Ребенком Соню отправили к обеспеченным родственникам в Петербург. Это дало возможность девушке изучать искусство и путешествовать: в Лондоне художница выходит замуж за галериста и критика Вильгельма Уде. Но через год Соня влюбляется в художника Робера Делоне. После ухода к Роберу в жизни 24-летней художницы начинается самый плодотворный период.

В Париже Соня и Робер Делоне погружаются в работу с кубизмом. От разложения формы на фрагменты они приходят к чистому, абстрактному цвету. Исследования геометрии и цвета, названные “орфизмом”, Соня внедряет в повседневную жизнь. Она ткет, вышивает, оформляет театральные постановки для Сергея Дягилева и Тристана Тцары. В 1924 году с Жаком Хеймом открывает в Париже ателье мод “Симультанистский бутик”. Тут ее абстракции сходят с холстов, соединяясь с дизайном и модой. Делоне делает одежду, ткани, производственные костюмы, интерьеры и посуду. Деятельность бутика и работы Сони во многом определили развитие международного стиля art deco. Дизайн тканей приносит Соне Делоне народную славу. Хотя она никогда не прекращала заниматься живописью.

На выставке представлен образец текстиля Сони — один из ее платков, за которыми охотятся коллекционеры.

Теофил Фраерман

Благодаря Теофилу Фраерману в Одессе появился Музей западного и восточного искусства. Художник двадцать лет руководил музеем, вернувшись из Лондона. В юности Теофил Фраерман был искателем приключений: Кириак Костанди посоветовал своему ученику Мюнхенскую школу Антона Ажбе. Фраерман нашел средства, чтобы поступить, но быстро заскучал в немецком окружении. Поэтому пешком ушел из Мюнхена в Париж. Тут он обзавелся собственной мастерской и подружился с Анри Матиссом. Сократив греческо-еврейское имя до французского “Тео Фра”, выставлялся в парижских Салонах (больших ежегодных выставках). Его практики зафиксировала Французская энциклопедия как художника в области декоративной живописи, портрета и жанра.

Начало Первой мировой Фраерман проводит в Лондоне. В 1917 году 34-летний художник приезжает в Одессу — помочь матери. Планы на возвращение в Европу провалились. Фраерман остался дома. В Одессе он активно участвует в организации инновационного проекта 1919-1920-х годов — Музея западного и восточного искусства. Когда Теофил стал директором музея, то поселился там же. Его служебная квартира находилась прямо во дворце Абазы. Летом 1941 Фраерман спас самые ценные произведения коллекции, вывезя их в Уфу. По окончании войны он возвращается вместе с сохраненной коллекцией в Одессу. Советская художественная среда невзлюбила утонченного модерниста. Теофила увольняли, провоцировали, называли “формалистом”. Поэтому работ Фраермана, дошедших до нашего времени, очень мало. В Одессе они — на вес золота.

Амшей Нюренберг

В отличие от Фраермана, Амшей Нюренберг отправился из мастерской Кириака Костанди прямиком в Париж. В начале 1910-х в Париже он снимает вместе с Марком Шагалом комнату в знаменитом “Улье” (La Ruche). В этом творческом общежитии бурлила юная кровь: тут работали и жили Хаим Сутин, Фернан Леже, Амедео Модильяни, Константин Бранкузи и многие другие знаменитые художники. Ближе всего из французских мастеров Нюренбергу по духу Анри Матисс. Художники схожи “дикими” цветами и любовью к античному, свободному и сильному телу.

Поучившись и поработав в Париже, Нюренберг вернулся в Одессу. Здесь в 1915 году он женился на красавице-балерине Полине Мамичевой. В Одессе Нюренберг открыл “Свободную мастерскую” по примеру парижских. После Октябрьской революции Амшей, симпатизирующий левым идеям, примкнул к советскому лагерю. И так в нем и остался. Он переехал в Москву, где преподавал во ВХУТЕМАСе и работал вместе с Владимиром Маяковским над “Окнами РОСТА”. Маяковский писал речовки для новостных плакатов Русского телеграфного агентства. Иллюстрированные авангардистами, эти плакаты вывешивались в витринах выжженных войной и революцией кафе, магазинов и бутиков. Нюренберг все-таки вернулся в Париж на два года, в конце 1920-х. Читать лекции о советском искусстве во Францию его отправил нарком просвещения Анатолий Луначарский. После Второй мировой войны художник вернулся в Москву и остался там до конца жизни.

Читайте также: 3 украинские художницы-иллюстраторки о творческих секретах

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).