Топ-5 фильмов, которые стоит не пропустить на фестивале Docudays UA

Искусство
18.03.2019
ТЕКСТ: Андрей Алферов
ПОДЕЛИТЬСЯ
Рассказывает кинокритик Андрей Алферов
ПОДЕЛИТЬСЯ

22 марта открывается ежегодный кинофестиваль Docudays UA — культовый смотр нон-фикшена, чей модный бум можно наблюдать последние годы. Андрей Алферов выбрал 5 фильмов из по-настоящему богатой фестивальной программы, которые не стоит пропустить. Тот минимум, который должен себе позволить всякий мыслящий зритель.  

"Мосты времени" (2018)

Главный номер нынешней фестивальной программы одновременно для всех, кто выбрал для себя документалистику в качестве профессии, и тех, кто ценит в кино содержательную красоту. Литовский режиссер Аудрюс Стонис вместе с латышской сценаристкой Кристиной Бриеде в четыре руки дают панораму "балтийской новой волны" — художественного течения, бушевавшего в 1960-1970-е и основательно почистившего кровь документалистике. На экране поочередно возникают великие мастера — от Иварса Селецкиса и Марка Соосаара до легендарного Герца Франка, чей шедевр 1978 года подарил название культовому альманаху Вима Вендерса "На 10 минут старше"; и фрагменты их великих фильмов, зафиксировавших обычного человека — рыбака, роженицу, а в нем саму жизнь. Белоголовые боги документалистики колесят по местам съемок своих фильмов, а Стонис со своим соавтором ловко рифмует эпохи и время.

"Мосты" заставляют вспомнить, зачем хоть существует документальное кино, показывает его суть, которая не про говорящие в кадре головы вовсе, а про информативность кадра, когда 90 % месседжа передается через изображение, а сюжет и конфликт упрятаны глубоко в подтекст.  

"Далекий лай собак" (2018)

Тащится устало через Гнутово, заброшенное село в Донецкой области, военная техника. Тащится к проходящей неподалеку линии фронта. Тащится под аккомпанемент двух больших детских глаз. Олег — маленький сирота такой красоты и кротости, что кажется, вот-вот поднимется в небо, — вместе с бабушкой оборудует под бомбоубежище погреб и учится разбираться в автоматных патронах и минах-растяжках.

Датчанин Симон Леренг Вильмонт в своем нашумевшем фильме ловит смысловую интонацию клемановских "Запрещенных игр" и изобразительную — Терренса Малика. Его фильм не про войну на Донбассе, не про злобных сепаратистов. Используя детские глаза как призму, Вильмонт дает невероятный взгляд на мир — без любования кошмарами войны, которые порой прорываются в гуманитарных проектах из стран первого мира, а с детским ужасом и любопытством, отражающими взгляд героя. Олег ни разу не всплакнет ни во время обстрелов, к которым попросту уже привык, ни на маминой могиле. Хуже войны в его маленькой вселенной лишь поспешный отъезд мелкого Ярика, чья мама сошлась с военным и теперь покидает Гнутово. 

"В поисках Фаридех" (2018)

Душераздирающая мелодрама о дороге к дому, выглядящая неигровой версией трехлетней давности "Льва" Гарта Дэвиса. Вместо потерянного индийского мальчика — среднего возраста Фаридех, пряная голландка с засыпанным осенними листьями задним двором, уютным икеевским жилищем и кошкой. Фаридех никто не терял. Ее попросту бросили шести месяцев от роду в одном из тегеранских храмов летом 1976-го. Девочку пригрела голландская семья. Приемная мама обещала свозить Фаридех на родину, когда той исполнится 18, но не вышло. Не в силах противостоять зову крови, девица сперва погружается в иранскую общину Амстердама, а потом летит прямиком в Тегеран, где сразу три семьи потенциально могут оказаться ее кровными родственниками.

Молодые иранцы Азах Муссави и Курош Атае сняли кино, которое кроме общей, какой-то очень индийской сентиментальности, отражает в экзотическом иранском зеркале общечеловеческие черты.

"Белая мама" (2018)

Необычная московская семья — мать и пятеро детей-метисов (есть еще и приемный отец, но он почти условен) — после усыновления взрывного как тротил белого мальчика Дани начинает жить еще более необычной жизнью: приемный сын дает джокера, настраивая против себя все семейство; самая же главная героиня демонстрирует чудеса самурайского стоицизма и выдержки.

Дебютантка Евгения Останина и почти дебютантка Зося Родкевич ("Мой друг Борис Немцов", 2016), под присмотром дуэта Расторгуев-Костомаров, прикрываясь жанром семейной хроники (изобразительная ткань фильма стилизована под хоум-видео), за полтора часа экранного времени выводят образ женщины, аналог которой в документальном кино найти сложно, а в литературе вспоминается разве что Пашенька из толстовского "Отца Сергия". Алина Макарова — белая ворона эпохи тотальной эмансипированности, мать с большой буквы, характер больше для игрового кино, чем для документального. Просто потому, что в такое сложно поверить.

 "Я выросла, пока вы спали (2018) 

Польская ностальгическая мелодрама про молодую скрипачку Каролину, которая ненадолго возвращается из Варшавы к себе на родину, в Белоруссию. В этой социалистической глуши с качелями в минских дворах, бубнящим что-то про светлое будущее Лукашенко, запущенным деревенским бытом, автомагами, заколоченными домами и самой доброй в мире бабушкой, хранящей топор у окна, — все то, от чего Каролина когда-то бежала, но вместе с тем без чего жить так и не научилась в этой сытой и спокойной Европе.  

Режиссер Марчин Саутер, фотограф и ученик Анджея Вайды, дает урок польского киногуманизма — католического по этике и большого авторского по стилю. Саутер умудряется поймать в кадре какие-то невидимые связи между людьми — бесплотные, метафизичные… Связи, о которых вещный мир только намекает. Может, все это оптический обман. Поляки ведь всегда умели лучше всех в мире снимать. Но нет. Марчин Саутер, как когда-то его великий учитель, спорит с самой природой кино, искусства зримого. Его фильм — еще одно доказательство того, что за камеру стоит браться лишь затем, чтобы запечатлеть в кадре невидимые линии жизни.

 
Напомним, что темой фестиваля Docudays UA – 2019 стало исследование влияния цифровых технологий на все сферы жизни. Полную программу фестиваля, а также расписание всех показов, лекций и мастер-классов можно посмотреть на сайте. Docudays UA продлится с 22 по 30 марта.

Читайте также: Все становится лучше: Почему шоу Queer Eye на Netflix стоит посмотреть хотя бы раз

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).