До ужаса красиво: 8 cамых эстетичных хорроров

Мистецтво
14.08.2019
ПОДЕЛИТЬСЯ
От "Неонового демона" до первой "Суспирии"
ПОДЕЛИТЬСЯ

Мы уже привыкли к жутким клоунам, оживающим куклам и бесчувственным психопатам на экране. Но иногда, кроме панического страха, от фильмов ужасов хочется получить еще и эстетическое наслаждение. В хоррорах добиться его проще всего. Подумайте сами: насыщенные лужи крови, пронзительная музыка и чаще всего лесной пейзаж или квартира с минималистичным интерьером (чтобы лишняя мебель не мешала убивать). После фильмов Уэса Андерсона хорроры занимают почетное второе место по визуальной составляющей. Наверное, это все из-за крови.

“Неоновый демон”, 2016

Фильм рассказывает о закулисье модельного мира со всеми его составляющими: красивой жизнью, диетами и, по мнению режиссера Николаса Виндинга Рефна, каннибализмом. Зверские убийства происходят на фоне инфинити-бассейнов на голливудских виллах, в свете неоновых ламп и вспышек фотоаппаратов. Неон отличительная черта фильмов Рефна, которую он использует в самых напряженных моментах: вспомните триллеры “Драйв”, “Простит только Бог” и “Слишком стар, чтобы умереть молодым”. Да, кстати: в "Неоновом демоне" снялись Эль Фаннинг и модель Эбби Ли Кершоу, а еще Киану Ривз.

“Суспирия”, 1977 и 2018

Лука Гуаданьино неспроста решил переснять культовый фильм Дарио Ардженто. Напряженная музыка и насыщенные цвета сделали первую “Суспирию” настоящим эталоном эстетичных фильмов ужасов. Да и потом, сама история рассказывает о балетной школе а это уже очень красиво. В ремейке 2018 года Гуаданьино сохранил ту самую узнаваемую эстетику, так что выбрать, какой из этих фильмов лучше, очень сложно. С одной стороны, мы больше склоняемся к классике, а с другой — у Гуаданьино снялись Тильда Суинтон и Дакота Джонсон. Так что советуем посмотреть оба и выбрать любимый.

“Сияние”, 1980

Если подумать о классическом фильме ужасов, “Сияние” первым приходит на ум. Стэнли Кубрик, как никто другой, умел снимать эстетические фильмы, используя ограниченные в его время приемы монтажа и съемки. Сюжет романа Стивена Кинга обостряется затяжными сценами, симметричной постройкой кадра (вспомните близняшек в отельных коридорах) и тщательно подобранной цветовой палитрой. Тот случай, когда фильм и книга одинаково хороши.

The Love Witch, 2016

 

Анна Биллер работала над фильмом почти семь лет: кроме режиссуры, она занималась монтажом, сет-дизайном, костюмами, сценарием, продюсированием и музыкой. Сам фильм стилизован под 60-е годы и снят на пленку, что только добавляет очков его визуальной составляющей. 

В своем хорроре Биллер переосмысляет ведьм с точки зрения феминизма. Главная героиня использует магию, чтобы влюбить в себя мужчин, а потом делать с ними то, что обычно делают с жертвами в фильмах ужасов (вот только в классических хоррорах жертвами становятся женщины). С помощью архетипа роковой женщины режиссер исследует страсть, нарциссизм и гендерные роли, а еще экспериментирует с откровенными нарядами и макияжем (чего стоят одни только голубые тени).

“Американский психопат”, 2000

“Американский психопат” послужил бы хорошим примером классическому “мужскому” хоррору, которым так противостояла Биллер. Главный герой Кристиана Бейла успешный бизнесмен из Нью-Йорка жестоко убивает женщин, самоутверждаясь за их счет. Лужи крови контрастируют с минималистичным интерьером и панорамой Манхэттена, а полупрозрачный дождевик, запятнанный кровью, дополняет брючный костюм с белой рубашкой и топор в руках. Фильм разбирают на визуальные цитаты, ведь даже убийства тут выглядят до неприличия красиво.

“Интервью с вампиром”, 1994

Хотите сменить декорации подавляющей современности на галантный 19 век? Тут вам и невероятные костюмы Сэнди Пауэлл с декорациями в стиле барокко, и молодой Брэд Питт в роли вампира, и подземные склепы. Что еще нужно для красивого хоррора? Ах да, разве что Том Круз и Антонио Бандерас.

“Клетка”, 2000

Как насчет научно-фантастического хоррора с Дженнифер Лопес в главной роли? По сюжету Джей Ло, врач-психиатр, погружается в вымышленный мир маньяка с футуристическими костюмами, инопланетными пейзажами и таким же инопланетным гримом. Визуальная составляющая выходит на первый план, пока Лопес пытается проникнуть в сознание маньяка. Но знаете, что в этом фильме впечатляет больше всего? Не костюмы и не сет-дизайн, а то, что за 20 лет Джей Ло ни капли не изменилась.

“Малхолланд-драйв”, 2001

В фильме Дэвида Линча нет крови и жестоких убийств, зато есть красивые сцены и противоречивые тренды начала нулевых, которые сейчас носят все (квадратный носок, расклешенные джинсы, топы на тонких бретелях. Стоит ли продолжать?). “Малхолланд-драйв” сложно назвать хоррором в классическом понимании, но он вызывает чувство страха не хуже классических фильмов ужасов. И да это же Дэвид Линч.

Читайте также: Образ и стиль киногероя: Языческий гламур в фильме "Солнцестояние"

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).