Показ высокой моды Valentino в Венеции открывала песня исполнительницы Козимы I'm calling you, которая была номинирована на "Оскар" как лучшая оригинальная композиция к фильму. В 1987 году вышла сокращенная версия фильма Перси Адлона "Проездом из Розенхайма", получившая название "Кафе "Багдад". Лента молниеносно снискала любовь зрителей и считается одним из лучших артхаусных фильмов. Мы посмотрели "Кафе "Багдад" и советуем непременно выделить вечер для того, чтобы сделать то же самое.
Перси Адлон раскрыл в конце 80-х историю, которая сейчас может с легкостью вписаться в так называемую повестку. Всё начинается со встречи двух женщин. У Бренды запущенное кафе-мотель посреди пустыни и заплаканное лицо от ссоры с мужем. Ясмин промокла от пота, придя пешком через пустыри и трассы после расставания с супругом. Темнокожая Бренда вспыльчива и за своим гневом прячет усталость, беззащитность и отчаяние. Ясмин — пышная немка с пронзительным взглядом и рыжими волосами. В мотеле живет сын Бренды, упорно и крайне плохо лязгающий на пианино целыми днями; дочь, меняющая бестолковых парней как туфли; флегматичный помощник-индеец Кахунга и постоялец Руди Кокс — голливудский декоратор в былом и меланхоличный романтик в шелковых рубашках в настоящем. Завершает вереницу персонажей тихая и кокетливая жительница одного из номеров Дебби, которая неустанно глядится в зеркало, наблюдая в нем отражение внешнего мира.
Жильцы кафе под названием "Багдад" неторопливы, философски настроены к невзгодам жизни и решают возникающие бытовые неурядицы как старая семья — долго и бессмысленно разбираются как поступить с найденным на трассе термосом с кофе. К слову, в самом кафе нет никакого кофе, так что отвозить термос на место никто не хочет, несмотря на грозные требования Бренды. Бренда швыряется в мужа жестяными банками, то ли от внутреннего бессилия, то ли от злости на саму себя и опостылевшую тяготу будней, пока он от неё не уходит. Руди изредка выныривает из мира грез, чтобы перекинуться парой фраз с Кахунгой, который спит в гамаке за барной стойкой. Новых клиентов в "Багдаде" не видать целыми днями, а мебель в номерах покрыта махровым слоем пыли. Появление Ясмин в этом обособленном и запустевшем мирке приводит в движение всё.
Нельзя не заметить, что каждый персонаж выделен стилистически. Широкоплечий индеец Кахунга носит клетчатую рубашку и джинсы. Коричневый кардиган и старомодное платье в мелкий цветок отображают хроническую усталость и недовольство Бренды, которая пытается вести бизнес, оставаясь домохозяйкой. Мистер Кокс выглядит как типичный представитель творческой богемы в блестящих сорочках на манер Gypsy, расшитых, хоть и ветхих, жилетах — самыми роскошными в его образе остаются двухцветные ковбойские сапоги и добротный ремень с серебряным буйволиным черепом. Дебби носит эксцентричные шляпы, силуэтные костюмы на манер старого Голливуда, яркие дезабилье и будуарные комплекты, читает "Смерть в Венеции" и напоминает пугливую экзотическую птичку.
Образ Ясмин не вписывается в общую картину, так же как поначалу и не вписывается её стремление улучшить жизнь мотеля. Коренная немка, Ясмин обладает бюргерской статностью и даже на пороге кафе появляется в каноническом костюме, состоящем из белой блузы, суконных юбки с жакетом устаревшего покроя и маленькой шляпки с перьями. Бросая мужа, с которым отправилась в путешествие по Америке, Ясмин случайно берет его чемодан вместо своего, так что Бренда даже заявляет в полицию, обнаружив в номере загадочной постоялицы мужские вещи. И в этот момент режиссер делает одно из самых острых заявлений: когда шериф приезжает, по просьбе Бренды, проверить документы Ясмин, на её опасения он отвечает, что любой человек имеет право носить что ему вздумается и выглядеть как ему хочется. Таким образом усиливается тонкий лейтмотив общечеловеческой толерантности фильма, которая тогда, в 1987 году не была средством спекуляции в прокатном кино, а являлась лишь естественным восприятием жизни. Об этом говорит и мультикультурность фильма.
Наблюдать за развитием отношений главных героинь становится смешно и трепетно. Бренда то хватается за ружье, то скандалит, всячески демонстрируя свое недоверие Ясмин и обозначая свою территорию по закону пустыни. Однако открытость и деликатность Ясмин заставляют её по-новому взглянуть на происходящее. Женщины становятся подругами, раскрывая по очереди свои лучшие качества: чуткость, находчивость, фантазию и взаимное уважение. Так, найдя в чемодане мужа набор для обучения фокусам, Ясмин начинает демонстрировать чудеса редким клиентам "Багдада", а Бренда, становясь мягче и приветливее, начинает заботиться о мотеле. Вскоре слава о веселом придорожном кафе "Багдад" облетает всю округу и отовсюду туда начинают съезжаться гости.
К концу фильма режиссер припас для зрителя удивительный и совсем неожиданный эпизод, напоминающий кабаре и мюзикл одновременно. Бренда и Ясмин дают представление перед заполненным залом кафе в нарядных голубых костюмах, с тростями и макияжем в духе 30-х. В небытие уходит прошлая жизнь Ясмин со скучным и сварливым мужем-немцем, одинокое прозябание Бренды и дремотная тоска постояльцев. Кардинальная смена жизненной парадигмы прослеживается вместе с динамикой гардеробных перемен героини. От тесных формальных костюмов она переходит к юбке и сорочке поначалу и раскованным причудливым нарядам позже. У неё даже появляется татуировка на плече. Всеми выразительными средствами Перси Адлон показывает, что для свободы, любви и мечты нет ровным счетом никаких преград, а все оковы, будь то стереотипы телесности или расовой принадлежности, социальные статусы или географические расстояния, не имеют значения.
Читайте также: Что посмотреть: Фильм "Таинственный Альберт Ноббс", в котором Гленн Клоуз играет мужчину