Венецианская биеннале: как тему "свободное пространство" интерпретировали разные страны мира

Искусство
13.06.2018
ТЕКСТ: Мария Хализева
ПОДЕЛИТЬСЯ
В городе, где в любой погожий день яблоку негде упасть, проходит XVI архитектурная биеннале, участники которой взялись размышлять о свободном пространстве.
ПОДЕЛИТЬСЯ

В сегодняшней гиперреальности кажется, что жизнь мы не проживаем, а проигрываем, как на сцене, и для этого спектакля нужны подходящие подмостки. Причем постоянно новые – чтобы зритель не заскучал и не перестал завидовать тому, как много мы мотаемся по миру. В этом контексте архитектуру впору считать важнейшим из искусств: громкие новострои становятся местами притяжения внимания и целью путешествия, объектом обсуждения и контентного флуда. При этом Архитектурная биеннале, которая проходит в Венеции по четным годам, пока еще остается местом для высказываний, которые не втиснешь в подпись под фото в Instagram.

Кураторы XVI «мостры» – ирландские последовательницы интеллектуальной архитектуры Шелли Макнамара и Ивонна Фаррелл – предложили для авторской трактовки обширную тему FREESPACE. Как жителям страны победившего девелоперского пофигизма нам сложно представить, что такую тему можно трактовать как-то иначе, кроме как «место под застройку». Тем интереснее изучать варианты, представленные архитекторами с куда более богатой фантазией и далеко идущими планами, да еще и в Венеции – городе, где проблема нехватки места стоит ребром не одну сотню лет.

В комментарии изданию Monocle Ивонна Фаррелл отметила, что архитектура – сложная, но оптимистичная индустрия и те, кто в ней работают, должны помнить о том, что отвечают за эмоциональное состояние более половины населения Земли, проживающего сегодня в городах. Судя по кураторской экспозиции в центральном выставочном павильоне и залах Арсенала, сами Макнамара и Фаррелл видят свободу в пустоте или, как говорит с экрана на стенде своего бюро лауреат Притцкера, светило концептуальной архитектуры Тойо Ито, о пространстве, свободном от функции, удобств и дизайна.

В национальных павильонах, как водится, манифест кураторов каждый понял по-своему. Некоторые буквально освободили помещение – павильон Великобритании был совершенно пустым, но полным смысла, за что и удостоился специального упоминания в наградном листе жюри. Физически проект «Остров» – это строительные леса для подъема на террасу на крыше, а метафизически – публичное пространство, размышление о сущности острова и колониальном прошлом страны. Проект, получивший Гран-при, также во многом о пустоте и относительности пространства: квартет швейцарских архитекторов поместил во вверенный им павильон масштабную инсталляцию-лабиринт в духе кэрролловского Зазеркалья.

Логично что одной из самых популярных интерпретаций кураторской темы стало свободное пространство как пространство для дискуссий, в которых положено рождаться истине. Бельгийцы по такому случаю вспомнили о наболевшем – о брюссельском Евроквартале, в котором для решения проблем Евросоюза не хватает некоего подобия древнегреческой Агоры. Греки же через призму реализованных и нереализованных проектов публичных пространств рассматривают феномен Афинской школы, которая при отсутствии стен и какой-либо институциональной физики сформировала основы мировоззрения современной цивилизации. Схожие функции финны возлагают на свои публичные библиотеки, которые неожиданно стали популярными очагами массового просвещения, достойными целого проекта в павильоне авторства Алвара Аалто.

Тема свободы в отсутствие стен отражена в проекте павильона Германии: здесь рассматривают развитие тех территорий, где 28 лет стояла одна из самых одиозных стен в мировой истории – Берлинская. Залы заставили черными панелями, создав оптическую иллюзию, которая помимо своей художественной функции проверяет на прочность вестибулярный аппарат посетителей. Отказаться от строительства стен в пользу создания пространств призывают и в павильоне Франции, рассматривая ряд проектов регенерации в разных точках страны. Но самой обсуждаемой стеной на нынешней биеннале стал фрагмент фасада комплекса социального жилья Robin Hood Gardens, привезенный в Венецию лондонским Музеем Виктории и Альберта, который выкупил часть наполовину снесенной уже памятки архитектуры брутализма для своей коллекции.

Скандальная реновация районов Восточного Лондона, где массово вычищают пространство от творений архитекторов-идеалистов середины прошлого века, наглядно демонстрирует проблему, с которой рано или поздно сталкивается всякий растущий город. Так, авторы отличного проекта для румынского павильона посмотрели на нее глазами детей, которых уплотнение застройки лишает пространства для коллективного времяпрепровождения, не оставляя шанса лишний раз встать из-за компьютера. О превращении человека в приставку к гаджету вспоминают и авторы проекта для павильона Нидерландов, рассматривая, среди прочего, эволюционный скачок в развитии кровати, которая из места отдыха превратилась в место работы для тружеников эпохи высоких технологий.

В павильонах Австралии и Аргентины архитекторы ищут свободы в гармонии с природой, в павильоне США – как и положено сверхдержаве – в освоении космоса.

О том, как рукотворное соседствует с природным, рассуждают и в павильоне северных стран, где в этом году хозяйничает Финляндия с проектом «Другая щедрость». Помещенная в изумительное здание Сверре Фена, инсталляция с гигантскими шарами, наполненными воздухом и водой, призвана напомнить о необходимости соблюдать хрупкий баланс между тем, что создано человеком, и тем, что существовало в этом мире до него. Потому что, как верно заметили авторы проекта в павильоне Чехии о коллапсе городской жизни в забитом туристами историческом центре Чески-Крумлова, Normallifeisafull-timejob.

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).