Простые истины режиссера Йоргоса Лантимоса

Мистецтво
01.02.2019
ПОДЕЛИТЬСЯ
На гребне греческой войны
ПОДЕЛИТЬСЯ

Фильмография Йоргоса Лантимоса не менее необычная, чем его имя. Флагман новой греческой войны снимает дискомфортные фильмы, поддает сомнению привычные человеческие ценности и постоянно экспериментирует. К выходу в украинский прокат ”Фаворитки“ рассказываем, какими принципами руководствуется режиссер.

Оригинальность — превыше всего. Несмотря на частые сравнения с Кубриком, Лантимос всячески отрицает прямое влияние британца на его фильмографию. Йоргос утверждает, что, приступая к съемкам, всегда ориентируется на то, чтобы снять не похожую ни на что оригинальную ленту, и никогда не задумывается, чтобы сделать кадр или сцену “как у кого-то”. В то же время режиссер признает, что идеи классиков подсознательно влияют на его представление о кино, которое формировалось как раз во время просмотра фильмов известных постановщиков.

Всегда нужно экспериментировать. Лантимос не признает такого понятия, как единый стиль режиссера, — он утверждает, что для каждой картины нужен свой подход. Как говорит Йоргос: “Если бы у меня были правила, то я бы не снимал фильмы, а писал учебники“. Постановщик не боится доверять интуиции и считает, что спонтанные решения на съемках — это хорошо. Есть детали, которые кочуют за ним из фильма в фильм, но они обусловлены скорее предпочтениями, чем строгим соблюдением правил.

Деньги никогда не бывают проблемой. Если бы Лантимос ждал больших бюджетов для собственных фильмов, то вряд ли снял бы хоть один — в Греции с финансированием туго. Режиссер признается, что для “Клыка” у него был маленький бюджет, а для “Альп” его не было вообще. Йоргос руководствовался простым правилом: “Успешный фильм даст тебе новые возможности“. Получилось, правда, со второго раза: “Клык”, вопреки популярности, дивидендов не принес, а вот показ “Альп“ в Венеции запустил цепочку “Лобстер“/“Убийство священного оленя”/“Фаворитка“.

Кадр должен быть реалистичным. Картины Лантимоса всегда напоминают сон — сюрреализм тут сплетается с обычной жизнью и не знаешь, что же произойдет дальше. Достигается такой эффект с помощью двух составляющих: фантасмагоричных действий персонажей и реализма в кадре. Речь идет не только об отсутствии спецэффектов, но и минимальном вмешательстве во внешность актеров с помощью грима. В “Убийстве священного оленя” Фаррелл наконец-то предстал перед зрителем с благородной сединой в бороде (до этого ее заставляли красить), а Николь Кидман почти не красили.

Даже в драме должна быть комедия. Несмотря на то что фильмы режиссера кажутся крайне серьезными, он утверждает, что всегда пытается делать их смешными, чтобы провоцировать зрителя на реакцию. Правда, юмор у Лантимоса крайне интеллектуальный — несоответствие музыки действию, выбивающиеся из общего плана элементы и абсурд. Благодаря этому не всегда понятно, задумывал автор смех или это уже нервы шалят? Теперь ответ есть: если хотите смеяться на фильмах Йоргоса, то не сдерживайте себя.

Читайте также: Простые истины режиссера Стивена Содерберга

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).