Только сейчас, только никогда: Интервью с Романом Михайловым и Сергеем Мельниченко

Мистецтво
04.10.2018
ПОДЕЛИТЬСЯ
О современном искусстве, покупателях и востребованости
ПОДЕЛИТЬСЯ

5 октября в галерее FACE Foundation откроется совместная выставка художника Романа Михайлова и фотографа Сергея Мельниченко Only Now Only Never («Только сейчас, только никогда»). Накануне большого события ребята рассказали нам о том, откуда пришла идея объединиться, в чем суть современного искусства и отличаются ли выставки в Украине от работы за рубежом.

 

Откуда взялась идея объединиться?

Р.М.: С Серёжей я познакомился в 2014 году в Харькове, тогда мы были участниками фестиваля non stop media. Не так давно у нас появилась идея сделать совместную выставку, и вот сейчас все сложилось.

С.М.: Идея создать что-то совместное была у нас уже давно, а сейчас появилась отличная возможность показать свои работы вместе и подумать, в каком направлении мы можем двигаться дальше, создавая уже конкретно общий продукт в ближайшем будущем.

Работы, которые будут представлены на выставке, создавались под единой концепцией или вы объединили уже готовые картины и фотографии?

Р.М.: Изначально у нас не было концепта, к которому мы бы подтягивали работы. Мы скорее на интуитивном уровне, методом проб, подобрали две серии, которые оказались очень похожи по своему внутреннему ощущению. Для меня работы, которые мы отобрали, — это о состоянии «сейчас», которого, возможно, не существует. Есть лишь момент, когда прошлое уже закончилось, а будущее ещё не наступило. Это абстрактные размышления на тему времени, слишком быстро прошлое переходит в будущее. Названием выставки стал текст, который написан на одной из моих работ: only now only never.

С.М.: Мы объединили свои ранее созданные работы, которые перекликаются на уровне восприятия и гармонично дополняют друг друга.

Вы оба прошли через множество конкурсов. Как вы считаете, в современном мире обязательно самостоятельно всячески продвигать свои работы? Или все еще возможна ситуация, когда сегодня ты продаешь картины/фотографии на Андреевском спуске, а завтра тебя замечает крупный арт-дилер и ты суперзвезда?

Р.М.: В современном мире обязательно продвигать свои работы, если ты хочешь, чтобы их кто-то видел. Этим может заниматься как сам художник, так и галерея или куратор. Здесь важно понимать, что есть определенный баланс между работой в мастерской и презентацией своих проектов.

С.М.: Ситуации бывают разные. Но в наше время количество художников увеличивается со скоростью геометрической прогрессии, поэтому обязательно нужно иметь задатки менеджера, чтобы продвигать свое искусство. В этом плане очень помогают различные конкурсы для художников.

Показ работ в Украине как-то отличается на эмоциональном уровне от выставок за рубежом?

Р.М.: На эмоциональном уровне каждая выставка отличается от предыдущей. Недавно я участвовал в огромной выставке украинского искусства «Перманентная революция» в Людвиг музее в Будапеште, кураторами которой были Алиса Ложкина и Константин Акинша. По эмоциональному ощущению это одна из самых мощных выставок, в которых мне приходилось участвовать.

С.М.: На самом деле — нет. Все зависит от локации и организации.

Чем отличаются современный художник/фотограф от классического представления об этих профессиях? Все же большинство до сих пор считают, что главная задача визуального искусства — копировать реальность.

Р.М.: Потребность копировать реальность отпала с появлением фотографии. Именно фотография дала возможность для появления абстрактного искусства. Сейчас, конечно, все смешалось и в современном искусстве может быть использован любой метод, вплоть до изображений в технике Боттичелли. Метод, которым художник донесёт свой посыл зрителю, может быть любым. Главное — чтобы он был оправдан.

С.М.: Главная задача современного искусства — создавать конфликт и призывать к диалогу, делать скандал и вызывать эмоцию. Современное искусство — это то, от чего хочется бежать, но к чему хочется возвращаться.

Изменилось ли у отечественной аудитории за последние годы восприятие современного искусства?

Р.М.: Восприятие современного искусства изменилось, особенно у моего поколения людей. Они относятся к современному искусству как к части своей культуры, наравне с музыкой техно.

С.М.: Постепенно это восприятие меняется, люди все больше интересуются и задают все больше вопросов, а это не может не радовать.

Были ли случаи, когда не слишком знакомые с современным искусством люди пытались купить работы исключительно из-за вашей известности? Или все же это закрытый рынок, где каждый байер понимает цену того, что покупает?

С.М.: В основном это все-таки коллекционеры и галереи. Были случаи, когда обычные люди приобретали работу сугубо из-за визуального пристрастия.

Что для вас является показателем успешности в современном искусстве?

Р.М.: Для меня показатель успешности художника — это возможность выставляться на крупных мировых площадках, в институциях, музеях и когда твои работы есть в крупных коллекциях. Грубо говоря, если у тебя плотный график выставок и ты востребован, то ты успешный художник.

С.М.: Это когда тебя хотят всегда и везде.

Какая площадка, по вашему мнению, стала бы идеальным местом для выставки ваших работ?

Р.М.: Для меня идеальная выставочная площадка — это белый куб.

Читайте также: 100 лет украинского искусства: 1990-2010 года

01 00
ПОДЕЛИТЬСЯ
ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).