Преимущественно все зависит от того, какую музыку обычно слушает человек. Джаз очень пересекается с разными жанрами и, соответственно, выбрать что-то, максимально близкое к любимому направлению, довольно просто.
Поклонникам электроники больше подойдут европейский джаз — он более экспериментальный в плане коллаборации с электронной музыкой -, и скандинавский джаз, поскольку его представители активно и успешно сотрудничают с техно-музыкантами.
Есть отличные американские проекты, например, Кристиан Скотт. У него очень современная музыка, его любят и поклонники джаза в чистом виде, а в его композициях присутствует очень много гитары.
Большинство джазменов говорят о том, что джаз и хип-хоп – это одно и то же. И так оно и есть на самом деле: у этих двух направлений — одни корни, так что у хип-хоп-маньяков не останется шансов не полюбить джаз. Обязателен к прослушиванию Грег Осби и его альбом 1993 года. Становится больше и современных музыкантов, которые используют в своей музыке вместе и хип-хоп, и джаз. Отличный пример — Роберт Гласпер и Маркиз Хилл, который будет выступать на фестивале All Music Is Jazz.
Есть очень много оркестровых проектов, есть биг-бенды – например Боб Брукмайер. У него абсолютно джазовая музыка, но те, кто любят Стравинского, полюбят и этот проект тоже: он очень красивый, с невероятной и сложной музыкой. Есть и современные варианты – The Rhizome Фабиана Алмазана. Это абсолютно академическая музыка, такая, как она есть сегодня.
Сейчас, когда Украина отпала как рынок для российских музыкантов, появилась серьезная потребность в украинских исполнителях джаза. И поэтому за последние год-два популярность джаза в стране очень возросла: появилось гораздо больше мест, где его играют, проходит гораздо больше масштабных концертов с нашими музыкантами.
Успешных украинских джаз-бендов становится все больше и больше: если 10-15 лет тому назад у нас была только одна группа «Схід-Side», то сейчас у одного только Дэнниса Аду есть три популярных проекта: квинтет, cептет и биг-бенд.
Есть также секстет Дениса Дудко – это тоже постоянный проект, и хотя они играют не очень часто, все равно существуют и пишут новую классную музыку.
Отдельного упоминания заслуживает Костя Ионенко с проектами Deep Tone Project и Konstantin Ionenko Quintet. На Deep Tone уже вышло очень много рецензий на популярных европейских и американских ресурсах, а также были изданы альбомы.
Америка – это, конечно, классический джаз, ведь возникло это музыкальное направление именно в США, в Новом Орлеане, портовом городе, где продавали и покупали рабов. В Америке множество джазовых звукозаписывающих лейблов – например, Concord Records, ранее известный как Concord Jazz. Его основал Карл Джефферсон, большой поклонник джаза, занимавшийся продажей автомобилей: он захотел создать лейбл, когда понял, что пластинок, которые были бы ему интересны, никогда нет в магазинах.
Европейский джаз славится благодаря лейблу ECM, который повлиял на все, и на американский джаз в том числе. Это – полноценный джаз белых, который ни с чем нельзя перепутать. EСМ позиционирует себя как интеллектуальная музыка, она очень сложная. Там едва ли можно найти свинг и бибоп, но вот то, что связано в джазе с академической музыкой, у ECM есть в полной мере.
Скандинавский джаз близок к европейскому: для него характерна красивая меланхоличная музыка. Собственно, все как и в остальном искусстве Скандинавии – холодно, красиво, задумчиво. Скандинавы, как никто другой, экспериментируют с электроникой, причем часто с электронными музыкантами из Германии. Главный тамошний лейбл – это Jazzland Recordings, он принадлежит Бугге Вессельтофту, одному из наиболее известных представителей норвежского джаза.
Мероприятие All Music is Jazz на Facebook