Выставка коллекционного дизайна и современного искусства: Что показали на Nomad st. Moritz — 2021

Искусство
14.07.2021
ПОДЕЛИТЬСЯ
Репортаж из швейцарских Альп
ПОДЕЛИТЬСЯ

С 8 по 11 июля в Санкт-Морице проходила выставка коллекционного дизайна и современного искусства Nomad. Дизайнер Алексадрина Лукач посетила событие и рассказала о том, что на этот раз представили галереи со всего мира

 

После месяцев виртуальных ярмарок и ограниченных впечатлений, искусство и дизайн вновь встретились вживую в рамках summer edition знаменитой передвижной ярмарки, так ожидаемой коллекционерами со всего мира. Концепция Nomad была придумана в 2016 году Джорджио Пейсом (Giorgio Pace) и Николасом Беллаванс-Лекомпте (Nicolas Bellavance-Lecompte), чтобы перенести коллекционный дизайн из бездушных конференц-залов в изысканные архитектурные локации. Первый опыт был на вилле La Vigie в Монако, внушительном особняке, где ранее жил Карл Лагерфельд. С тех пор перечень «штаб-квартир» NOMAD расширился и включил Венецию, Канны и Санкт-Мориц. 

В четвертый раз местом проведения Nomad выбран дом XVI века Кеза Планта (Chesa Planta) с историческими интерьерами и потрясающими видами из окон.

Надо сказать, что в этом году Nomad был скромнее предыдущих лет, всего было представлено 20 галерей. Но экспозиция как всегда была тщательно продумана и вписана в уже существующий пространственный контекст. Комната за комнатой, создавалась сложная и интригующая выставочная драматургия, идеальный фон для взаимодействия между работами дизайнеров и сообществом людей, ищущих необычный опыт. Только находясь там, понимаешь, как сильно всего этого нам не хватало за последнее время.

 

В лабиринте комнат со скрипучим паркетом встречаются предметы и произведения, но прежде всего истории. Они рассказывают об искусстве и дизайне. Например, у входа – будоражащая по силе экспозиция, которую Clearing Gallery посвящает авторам Дэниелу Дьюару и Грегори Гикелю: функциональные скульптуры, мастерски воплощенные в дереве, в них с одной стороны звучит какая-то успокаивающая народная традиция, а с другой – тревожное ощущение от странных мутаций и фантазий. Чего только стоят эти рельефы с кабачками, повторяющимися пальцами ног, рук и других фрагментов тела – выполненные из промасленного дуба! А скамейки с улитками, на которых уютно лежат яркие подушки с мальвами, шмелями, колорадскими жуками и цветами картофеля… глаз не оторвать!

Несколько шагов, и вы оказываетесь среди расписанных фресками стен небольшой комнаты, в очень близком (почти пугающем) контакте с самыми первыми работами Christo (1961-1963), американского скульптора и художника болгарского происхождения, который вместе с женой Жанной-Клод прославился «упаковками» различных объектов. «Триумфальная арка в упаковке» была мечтой всей жизни Христо и Жанны-Клод. В сентябре этого года город Париж реализует этот проект и чествует работу знаменитой пары, которая изменила физический мир с помощью необузданного воображения и кропотливой подготовки. Христо и Жанна-Клод всегда отказывались от грантов, стипендий, пожертвований или государственных денег, полагаясь исключительно на продажу своих произведений искусства для финансирования своих же проектов. Следуя этой традиции, некоммерческая культурная организация Zuecca Projects и куратор Кристофер Тейлор представили на Nomad выставку ранней обернутой мебели Христо и Жанны-Клод. Вся выручка от продажи пойдет на титаническую задачу – обернуть знаменитую парижскую арку в 25 000 м2 серебристо-синей ткани и 3 000 метров красной веревки.

Галерея Mercado Moderno из Рио-де-Жанейро, постоянный участник Nomad, представила соло-выставку Brazilian Warmth от Инес Шертель (Ines Schertel), дизайнера, работающего с шерстью. Шертель, архитектор по образованию, живет на юге Бразилии, в травянистых степях Сан-Франсиску-де-Паула, в штате Риу-Гранди-ду-Сул. Там она исследует то, что сама называет «медленным дизайном», творчески валяет шерсть от семейного стада овец и создает мягкие и невероятно тактильные скульптурные объекты – от ваз до акустических панелей и табуретов.

Галерея Don Tanani из Египта представила свою первую мебельную коллекцию для Nomad – Duality, которая стала кульминацией 3-х летних исследований и разработок амбициозной Лины Алораби (Lina Alorabi). Особый взгляд дизайнера на древнеегипетскую мифологию и ремесла, воплотился в уникальных предметах: высоких деревянных шкафах и ширмах с драгоценными вставками из металлов, лаков и сусального золота; необычных дубовых стульях с инкрустацией из верблюжьей кости. А еще эта экспозиция о женской решимости – когда галерист и дизайнер являются соучастниками перехода традиционной мебельной компании в соответствие с требованиями времени.

Ливан заявил о себе чашами раку от Hala Matta Ceramics, некоторые из них ярко-желтого цвета, причудливо балансирующие друг на друге. Эти привлекательные на ощупь изделия являются результатом сотрудничества мастерской с Iwan Maktabi, ведущей бейрутской галереей ковров, которая также представила на Nomad коллективный проект Rumi's Dream and other stories с участием трех ливанских женщин-дизайнеров. Одна из них – Руми Далле (Rumi Dalle), женщина-трансгендер, воплотившая в своем творчестве все экзистенциальные и эмоциональные нюансы смелого выбора в мусульманской стране. Ее бионические формы, смоделированные из шерсти, изображают странных морских существ, похожих на медуз. 

Искусство и дизайн соединились в диалоге Loro Piana и израильского дизайнера Рафаэля Навота (Raphael Navot), а в результате – родился роскошный белый кашемировый шезлонг Palm Duet Chaise Longue.

Новичком на Nomad стала венецианская дизайнерская студия Yali Glass, основанная в 2008 году Мари-Роуз Кахане (Marie-Rose Kahane), которая экспериментирует с техникой литья стекла. Сотрудничая с мастерами, Кахане произвела стеклянные столешницы для коллекции Isola, которые представлены в нежных тонах, от серого до прозрачно-зеленого, а их формы напоминают бассейны с водой венецианской лагуны.  

Нью-Йоркская Thomsen Gallery представила коллекцию японских бамбуковых корзин, созданных величайшими мастерами золотого века японского плетения – первой половины ХХ века, а также несколько работ известных современных мастеров. Сильный эстетический контраст с корзинами создала подборка уникальных средневековых керамических японских кувшинов для хранения.

 

Традиционными и элегантными были экспозиции от галерей Rossella Colombari, Volumnia и Angela Weber Möbel. Красочная и полная открытий из настоящего и прошлого – презентация галереи Luisa delle Piane, которая «вращалась» вокруг огромной розовой люстры художника Джованни де Франческо (Giovanni De Francesco).

Отдельным событием Nomad-2021 стала выставка Yesmad, куратором которой выступил писатель, художник и арт-дилер Кенни Шахтер. В сотрудничестве с рядом галерей он представил эксклюзивные произведения: от импульсивных гуашей «главной женщины» в искусстве ХХ века Луизы Буржуа до работ американского художника и яркого представителя постмодернизма Хаима Стейнбаха. 

И наконец, в этом году Nomad впервые объединил усилия с аукционным домом Christie’s – для более объемного цифрового и физического опыта, открыв доступ к лучшим экспонатам для более широкой аудитории коллекционеров, дизайнеров интерьеров, архитекторов и профессионалов в области искусства и дизайна. Цифровое мероприятие продлится еще неделю после закрытия выставки в Chesa Planta – до 18 июля, а посмотреть экспозицию можно по ссылке.

 

Читайте также: В Одессе покажут более 200 работ из частных украинских коллекций. Среди них — Дали и Шагал

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).