30 октября в рамках Исследовательской платформы PinchukArtCentre откроется новая выставка, которая продлится до 6 января. Референсом для нее стало знаменитое эссе Вирджинии Вулф "Своя комната", написанное в 1929 году, в котором писательница говорит: "Каждой женщине, если она собирается писать, нужна своя комната и 500 фунтов в год". Взяв за основу этот посыл, авторы проекта задают вопрос, что является пространством комфорта для творчества, свободы выбора и самовыражения женщины в современном украинском обществе. Накануне открытия кураторы выставки Татьяна Кочубинская и Татьяна Жмурко показали нам, как готовится проект, и рассказали, что нужно знать о его месседже и основных работах.
Главное отличие выставки в том, что мы пытаемся разобраться в истории нашей страны и предлагаем один из возможных взглядов на позицию женщины в ней. Мы хотим показать специфику украинского художественного контекста, поскольку наше общество многое унаследовало от Советского Союза, но, с другой стороны, оно пытается вписать себя в уже готовую историю европейского контекста.
Выставка поделена на три условные "главы", в зависимости от того, как может трактоваться идея пространства: первое – закрытое интимное, второе – политическое, а третье – чувственное, но важно, что эти три главы плавно перетекают друг в друга. Эти условные пространства формируются вокруг диалога между современным искусством и тем, что было создано много лет назад.
Первое, что увидят посетители, — это "комната" Полины Райко, художницы, которая родилась и выросла в Цюрупинске (нынешний город Олешки в Херсонской области). Всю свою жизнь она была обычной сельской жительницей, но в конце 90-х осталась одна после смерти родных, вдруг начала творить и полностью расписала дом, в котором создала свой собственный мир. Мы съездили в Олешки, сделали фотосъемку росписей и воспроизвели их у нас в центре. Это некий обобщенный художественный образ, по которому видно, как Полина Райко интересно выстраивает свое пространство: у нее есть комнаты, посвященные личному миру, есть религиозные и советские мотивы, есть изображения фантастических животных и портреты ее и мужа, перерисованные со свадебной фотографии. Это старт выставки, ее отправная точка, в которой мы задаемся вопросом пространства.
Художница Алина Копица специально для нашего проекта сделала текстильную, которая условно отделяет два пространства, становясь одновременно и преградой, и входом в некий интимный мир.
Если бы не наша исследовательница Катерина Яковленко, мы бы никогда не нашли работу Марины Скугаревой, созданную в 1996 году. Катя работала над созданием профайла художницы и, общаясь с ней, обнаружила, что Марина представляла инсталляцию "Мне хорошо» в 96-м в Центре современного искусства Сороса. Нам очень повезло, так как сохранились оригинальные работы и мы их можем сейчас показать: это инсталляция из подушек и металлической кровати, на одной из них вышито изображение самой художницы, и она тем самым говорит «мне хорошо в этом пространстве", на других изображены мужчины – ее муж Олег Тистол и художники Константин Реунов и Николай Маценко (также была подушка с изображением Ольги Свибловой). Скугарева говорит о том, что в 90-е именно арт-сообщество, круг ее близких друзей-художников, позволяло ей творить.
Работы Марины Скугаревой экспонируются рядом с работами Катерины Билокур и Марины Примаченко, художниц-примитивисток, у которых наверняка были амбиции стать профессиональными художницами, но социум диктовал им свое место. Это был вынужденный удел. Поэтому мы помещаем их в другой контекст, задавая вопросы о месте женщины в этом, на первый взгляд, комфортном пространстве.
Во второй, политической, зоне мы объединили картину "Пусть живет 8 Марта" художницы-бойчукистки Оксаны Павленко и агитационные плакаты 1920-1930-х годов. Многие из них публично будут представлены впервые, эти плакаты хранятся в Национальной библиотеке Украины им. В. И. Вернадского, мы их сфотографировали и напечатали специально для выставки.
Алевтина Кахидзе создала для выставки видео "44" – оно посвящено репродуктивному насилию, 44 года – рубежный репродуктивный возраст для женщины, и художница демонстрирует сорок четыре эмоции, включая безразличие, отчаяние, злость, показывая при этом варианты ответа на вопрос "Почему у вас нет детей?".
Отдельный зал посвящен связям современного искусства и советского монументального, ведь в 60-е годы творила целая плеяда художниц-монументалисток. Отчасти это говорит об эмансипации, которая происходила в профессиональной среде, а отчасти – о тоталитарной идентичности, потому что женщины куда-то допускались, но этот допуск был дозирован и в главных эшелонах власти существовали только мужчины. Здесь представлена фотография, на которой видно, как художница Ада Рыбачук работает на лесах во время создания печально известной Стены памяти вокруг крематория на Байковом кладбище, она как раз создает сюжет, в котором изображает трех женщин, копающих траншеи в Голосеевском лесу.
В диалоге с этой фотографией работает инсталляция Second Hand Жанны Кадыровой. Впервые мы показываем все ее части, которые были созданы из аутентичной плитки уже не существующей Киевской кинокопировальной фабрики, Дарницкого шелкового комбината, на месте которого сейчас расположен арт-завод "Платформа" и автостанции села Полесское в Чернобыльской зоне, находящейся в полном запустении.
Художница Катя Ермолаева в своем проекте осмысляет искусство 60-х, когда она была очень поведенческой и даже носила некий политический посыл. Это пространственный коллаж, для которого Катя перевоплощается в разные женские образы того времени. В 60-е художники переосмысливали авангард 20-30-х годов, поэтому эта инсталляция выполнена в подобной стилистике.
Владе Ралко мы предложили участвовать в нашей выставке, и оказалось, что совсем недавно она создала серию работ "Призрак свободы", в которой изображены интерьеры Каневской турбазы, которые Влада населяет антропоморфными образами. Здесь фрагменты женских тел зажаты архитектурой, то есть в первую очередь она говорит о репрессивных советских пространствах, об унификации, в которой человеческое тело должно существовать.
Последний зал посвящен телесному и чувственному восприятию, здесь перемежается творчество разных времен и поколений: работа 1911 года "Цветок-редька" Анны Собачко-Шостак, которую причисляют к народному искусству, попадает в один контекст с работами современных художниц: Алины Копицы, Анны Звягинцевой, Оксаны Казьминой – и работой фотографа Николая Троха, автора манифеста 1996 года, в котором он выступал против того, что современная фотография ставит женское тело в определенные рамки.
Ключевая работа «телесного» пространства – видео Оксаны Казьминой "Секрет. Девочка и мальчик", которое возвратит зрителей к вопросу, как формируется наша идентичность – воспитанием или идет от природы.
Читайте также: Первый взгляд: Какой будет выставка "Курбас. Нові світи"