Вопрос о том, почему в Украине есть великие художницы, в современном контексте, возможно, покажется странным. Да и сама постановка вопроса о "величии" достаточно провокационная и спорная.
В современном украинском художественном поле действительно много женских фигур — художниц, кураторов, критиков, которые своими силами и скрупулезной работой развивают арт-среду. Представить такое, скажем, 15 лет назад было практически невозможно. В 1990-е ситуация была иной. Изменения произошли лишь на стыке тысячелетий и, в частности, связаны с революционными процессами начала нулевых.
Ярким примером можно назвать историю Жанны Кадыровой, художницы, которая в этом году была представлена на главной выставке биеннале в Венеции, а до 25 августа ее работы можно увидеть на большой персональной выставке в Galleria Continua в Гаване (Куба). Кадырова — одна из участниц группы Р.Э.П., обладательница премии PinchukArtCentre (2013), Премии Малевича (2012), Премии Курехина (2012), Гран-при фестиваля современной скульптуры Kiev Sculpture Project (2012) и специальной премии Future Generation Art Prize (2014). Ее первые выставки состоялись в 2002 году, в начале нового тысячелетия. Сегодня она одна из ярких европейских художниц.
Кадырова работает с темой памяти, советским и постсоветским наследием, социальными и политическими темами. В ее произведениях присутствует критический взгляд на систему искусства и художественный мир в целом. Эти "хрупкие", тонкие и уязвимые для общества темы проявлены через совершенно не хрупкие, а скорее грубые и брутальные материалы: бетон, мозаику, асфальт, строительные смеси. Одному из украинских изданий Кадырова признавалась, что ее работы очень редко создаются на злобу дня. Для художницы важна дистанция, которая позволяет посмотреть на ту или иную проблему со стороны, а также наблюдение за развивающимися событиями.
Наблюдение важно и для Алины Клейтман. В 2017 году изданию L'Officiel она говорила: "У меня есть метод и цель, а темы нет". Однако, наблюдая за женщинами в повседневности, вдохновляясь примерами из массовой культуры, художница конструирует невероятно ярких персонажей, в которых она сама и перевоплощается. Работы художницы раздражают, возбуждают, эпатируют. В своих видео Клейтман доводит до абсурда социальные клише, женскую стигматизацию, образ сексуальности. Стоит вспомнить только работу "Спроси у мамы", созданную для премии PinchukArtCentre. Художница завесила галерейное пространство шубами, это создавало дискомфорт. Шубы оставляли отвратительный запах по всему арт-центру. Или видео "Зачем ты мне врешь?", в котором Клейтман выступает в роли разъяренной матери, "воспитывающей" свою дочь.
Художница училась в Харьковской государственной академии дизайна и искусств, окончила Школу мультимедиа имени Родченко. Ее преподавателями в разное время были Жанетта Соловьева, Александр Ридный, Виталий Куликов, Владимир Кочмар, Сергей Братков. Сегодня она сама преподает и читает лекции об искусстве молодым авторам.
Вопрос образования — один из центральных в практике художницы Лады Наконечной. Помимо собственной практики, она вкладывает много усилий в образовательные курсы и аналитическую работу в поле искусства. Наконечная стала одной из организаторов Метод Фонда — инициативы, направленной на развитие современного искусства и культуры в Украине. Многие, кто окончил курсы и семинары этой инициативы, сегодня активно участвуют в культурных процессах. Так, например, курсы прослушала Анна Щербина, художница, чья практика тесно связана с переосмыслением медиума живописи. Кроме того, художница работает с феминистическими темами, а недавно она выступила как сокуратор выставки “Пещера золотой розы”, которая 25 мая открылась в пространстве Closer.
И Кадырова, и Клейтман, и Наконечная, и Щербина стали героинями книги “Чому в українському мистецтві є великі художниці” (2019), созданной Исследовательской платформой PinchukArtCentre. Книга — это рассказ об истории украинского искусства с помощью биографий и работ художниц с конца ХІХ века до сегодняшнего дня.
Пример современных художниц говорит о том, что современное искусство для них не является узкой деятельностью, которая сосредоточена лишь на производстве работ. Каждая из представленных авторов создает вокруг себя поле для развития культурной и интеллектуальной среды в целом. Затрагивая вопросы прошлого и будущего как в обществе, так и в искусстве, эти художницы создают среду, формирующую настоящее.
Читайте также: Художница Анна Звягинцева: "Результат — это побочный продукт мышления"