Вопреки засилью супергероики в кино, популярности комиксов и всепроникающей мощи капитализма, поп-культура все еще не воспринимается серьезно. Точнее, воспринимается несерьезно, если автором не считается Такаси Мураками. В день рождения художника, скульптора и дизайнера рассказываем о том, откуда взялся его визуальный кислотный мир.
Истоки стиля
Смотря на стиль Мураками, несложно предположить, что он андердог, который, вооружившись образами из популярной культуры, умудрился сломить художественное сообщество, склонив его на свою сторону. Это совсем не так.
Господин Такаси — докторант Токийского национального университета изящных искусств и музыки. Его дисциплиной была традиционная японская живопись девятнадцатого века (Nihonga). Благодаря знаниям классического искусства Мураками является идеальным зеркалом культуры Страны восходящего солнца.
После Второй Мировой войны, и особенно бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, японское общество трансформировалось из изоляционистских консерваторов в активно развивающееся общество потребителей, желающих заглушить собственное горе эскапизмом. Именно этим объясняется тотальное увлечение мангой и аниме — истории отвлекали людей не от реальности, а скорее от памяти, заменяя холодную жестокость ядерного пепла кавайными образами и победами доброго добра над злым злом.
727, 1996 год, Такаси Мураками
Мураками, родившийся в 1962 году, воспитывался на первых образцах новой японской культуры, заменившей классику. Такаси признавался, что хотел быть мангакой (сценарист и художник манги). Во многом это и предопределило поступление в университет искусства. Несмотря на изучение нихонги, мастер не стал отрицать явного влияния массовой культуры на Японию и решился на немыслимое. Он объединил классику и модерн, мотивировав это тем фактом, что только таким образом можно показать современную культуру Страны восходящего солнца. Самым ярким образом, впитавшим идеи Мураками, можно считать картину "727", на которой художник соединил традиционный мотив “Большой войны Канагавы“ и своего талисмана Mr. DOB (это было его первое появление).
Создание мира
Закончив обучение, Мураками не просто продолжил совмещать образы, он начал детально заниматься изучением массовой культуры. В итоге после стажировки в Нью-Йорке он создает небольшую фабрику Hiropon Factory, идею которой заимствует у Уорхола, добавив масштабов Джеффа Кунса. В результате она разрастется в целый цех на 200 человек, а позже станет основой для компании Kaikai Kiki Co — настоящего бренда с представительствами во многих странах.
Мураками не просто создает рисунки, композиции и скульптуры, вдохновленные поп-культурой. Он сформировал причудливую экосистему, где бренд, термин, привычный миру консюмеризма, является высоким искусством.
Mr. DOB, впервые появившийся на картине "727", который задумывался как интерпретация аватаров поп-культуры вроде Микки Мауса и Hello Kitty, сам стал центральным элементом мира Мураками. Он появляется на всей сувенирной продукции, регулярно “пробует себя“ в новых медиумах и формах. Для мастера ДОБ превратился в его альтер эго, и, по словам художника, он демонстрирует зрителям именно то, что они хотят, — аватар автора вместо его личности (не верите, спросите у Бэнкси).
Трансляция мира
Созданием своего кислотного мира Мураками не ограничился — да и в современном мире это сделать очень сложно. До начала XXI века работы художника вызывали скорее насмешки в мире высокого искусства. Многие считают 2000 год переломным. Тогда Такаси курировал выставку в Музее современного искусства Лос-Анджелеса и опубликовал в ее каталоге свою теорию “Суперплоскости“, которая концентрировалась на важности плоского 2D-изображения для культуры Японии — как классической, так и современной. Манифест объединял две культуры, располагаясь на грани “высокого“
и “низкого“, вырисовывая совершенно новый, “уникально японский стиль“.
“Суперплоскость“ быстро стала популярным арт-течением в Стране восходящего солнца, так как говорила о вещах, которые лежали на поверхности, и фактически иллюстрировала современное японское общество.
Eye Love Superflat, 2003 год, Такаси Мураками
В то же время Мураками активно развивал собственный бренд с помощью коллабораций. Первопроходцами стали Louis Vuitton — арт-директор модного гиганта, Марк Джейкобс, предложил мастеру сотрудничество, которое вылилось в уникальный опыт. Созданные для модного дома принты Такаси позже воплотил в картинах, а следом превратил Музей современного искусства Лос-Анджелеса в модный бутик LV, чем окончательно размыл понятие коммерческого и высокого искусства.
В дальнейшем художник не раз возвращался к подобной практике: он работал с Vans, Off-White, делал обложки для альбома Канье Уэста, Kids See Ghosts и продолжает двигаться в этом направлении, все сильнее и сильнее размывая рамки между “высоким“ и “низким“ искусством. Вот только жаль, что пока все ограничивается только Такаси.
Читайте также: Пятна и холст: Кто повлиял на творчество Джексона Поллока