Гуляя улочками Парижа, петляя между антикварными лавками на блошином рынке, мы обязательно заглядываем в магазинчики с винтажными плакатами. Зачастую сразу же устремляемся в отдел Mode. Пробегаем взглядом по небольшим картинкам с дамами в объемных париках и в пышных юбках. Но окончательно наше сердце замирает перед обложками мировых fashion-изданий 20-х! Очнувшись, мы начинаем задавать себе вопросы: где оригинал, а где репродукция? Чем же по-настоящему ценным пополнить свою коллекцию?
Хочется сразу успокоить: не волнуйтесь, это нормально. Французские модные журналы и литографии старейшие в Европе! Будем разбираться, что к чему, вместе с Мариной и Полем Морелем (Mariana et Paul Maurel) с парижского блошиного рынка. Уже почти 35 лет они владеют галереей Poster Paul на Марше Вернасьон (Marché Vernaison). За эти годы их клиентами стали кутюрье и дизайнеры с мировой известностью. Потому что специализация Марины и Поля – это только оригинальные модные постеры и литографии. С их помощью узнаем, как развивалась французская модная литография и на что обращать внимание при покупке.
литография René Gruau для Coco Chanel, 1999 г
Первым прототипом французского модного журнала принято считать Mercure galant («Галантный Меркурий») – печатное издание XVIII века, первый номер которого вышел в 1672 году. Журнал был создан в виде письма редактора к читателю. Помимо всевозможных поэм и рассказов о недавних светских событиях в него включили иллюстрации женских и мужских костюмов Жана Берена (Jean Bérain).
Личный кутюрье Людовика XIV Берен создавал костюмы для короля и его двора. Таким образом, Mercure galant стал первым печатным изданием, где мода была представлена как интересный сюжет, достойный обсуждения. Сейчас иллюстрации из первых изданий находятся в музейных и частных коллекциях. А вот первым настоящим модным глян-цем называют Cabinet des Modes (1786–1793) – первое издание, выходившее регулярным тиражом и посвященное уже именно моде.
литография из журнала La Mode Illustree 1888 г
Хочется также сказать несколько слов о таком редком, но уникальном издании, как Galerie des Modes et Costumes Français (1778–1787). Это самое дорогое и эксклюзивное модное французское издание XVIII века. Журнал имел лимитированный тираж литографии с костюмами, нарисованными лучшими художниками Парижа по эскизам персональной модистки королевы Марии-Антуанетты.
Литографии выполнялись самыми дорогими граверами Франции, затем их разрисовывала вручную известная художница той эпохи Мадам Ле Бо (Madame Le Beau). В наши дни оригинальные литографии из этого издания очень ценны и встречаются редко.
оригинальная литография George Barbier, 1924 г
Расцвет настоящей модной литографии, которая с развитием и модернизацией печатного искусства превратилась в мощную индустрию, начался в первой половине ХIX века, после окончания наполеоновских войн и с появлением зажиточной буржуазии. Именно на эту целевую аудиторию были рассчитаны первые издания. Они выглядели как альбомы с иллюстрированными гравюрами.
Производство первых тиражей было дорогим – в нем поэтапно принимали участие несколько ателье. После того как картинка была нарисована художником, мастер вручную гравировал иллюстрацию на медных пластинах. Это трудоемкий и длительный процесс! Одна за одной пластины отправляли под пресс, и получалось черно-белое изображение. Но мода – это же в первую очередь про цвет! Поэтому все картинки художники разрисовывали вручную. Так что первые литографические модные издания – полностью ручная работа. В них читательницы могли найти изображения дам в платьях от парижских модисток, адреса их ателье, а также ателье флористов и салонов красоты.
оригинальная литография George Lepape для Gazette de Bon Ton, 1913 г
Одним из первых таких журналов был Petit Courrier des Dames. Все его издания 40-х и 50-х годов отличаются исключительным качеством литографии с невероятной детализацией изображений и ручной росписью. Во второй половине ХIX века появилась автоматизированная, но менее качественная печать. Журналы стали более массовыми и доступными среднему и рабочему классу.
Самым большим и популярным изданием о моде второй поло-вины ХIX и начала ХХ века стал La Mode Illustrée. Он был назван первым в мире еженедельным журналом (был особо популярен в Америке и Англии). Гравюры из таких изданий вы можете легко встретить у бу кинистов на блошиных рынках. Они, безусловно, являются знаковыми для того периода модной литографии. Но нужно понимать, что это уже было более массовое производство, потому и стоимость их не очень высока.
оригинальная литография George Barbier для Балета Нижинского, 1913 г
Следующий новаторский виток в развитии модной гравюры сделал культовый французский кутюрье Поль Пуаре. Он первым пригласил современных иллюстраторов для создания каталогов своих платьев. Новая эра началась с его сотрудничества с Полем Ирибом (Paul Iribe), родоначальником стиля ар-деко, иллюстратором, карикатуристом, декоратором.
В 1908 году появился каталог Les Robes de Paul Poiret racontées par Paul Iribe. Это первый альбом, в котором дамы были изображены в движении или же легких непринужденных позах. В отличие от классических журналов, где женщина представала в несколько неестественной статичной позе. Эта коллаборация открыла целую эру модных литографий и плакатов, созданных известными иллюстраторами для кутюрных ателье и модных журналов.
литография из журнала Modes et Manieres D’aujourd'hui
Несколькими годами позже Поль Пуаре открыл миру такого талантливого иллюстратора, как Жорж Лепап (Georges Lepape). В 1911 они совместно выпускают культовый альбом с иллюстрациями Choses de Paul Poiret vues par Georges Lepape. Кроме абсолютно нового видения самой женщины и ее гардероба возрождается иллюстрация как произведение искусства.
В этом выпуске сошлись три важнейших фактора – эскизы платьев от родоначальника совсем нового стиля Поля Пуаре, иллюстрации, выполненные лучшим гравером периода ар-деко, и печать альбома, которой занималось парижское люксовое издательство Maquet. Данный альбом – исключительная комбинация визуального контента и качества исполнения. Все иллюстрации были расписаны от руки! Они особенно ценятся коллекционерами модных гравюр.
обложка L'Officiel, René Gruau, 1970 г
Самое время рассказать о культовом французском модном журнале – Gazette du bon ton. Он просуществовал всего несколько лет, но навсегда вошел в историю модной гравюры. Его основателем был Люсьен Вогель (Lucien Vogel). Вдохновленный альбомами, которые выпускал Поль Пуаре, он основал иллюстрированный журнал современного парижского шика эпохи ар-деко. Это не просто гравюры лучших иллюстраторов исключительного качества и ручной работы, а попытка передать особый стиль и образ жизни посредством искусства.
оригинальная литография Benito, 1920 г
Издание, повествующее не о конкретном платье, модной стрижке или трендовой цветовой гамме, а об образе жизни! Журнал выходил маленьким тиражом и был доступен небольшому кругу людей. Немного позже идею работы с французскими иллюстраторами подхватили американские издательства, и крупными американскими и европейскими издательствами выпущены большие тиражи обложек в стиле ар-деко.
30-е годы прошлого века – эпоха создания великих журналов мод, которые существуют и в наши дни. В 1921 году выходит дебютный номер парижского журнала L'Officiel de la couture et de la mode de Paris. Несмотря на то что L'Officiel стал одним из первых французских изданий, использовавших на своих страницах цветную фотографию, он был и одним из последних, кто вплоть до 90-х годов активно работал с известными иллюстраторами.
обложка L'Officiel, René Gruau, 1964 г
Неповторимые гравюры для самого модного французского журнала создавали Колетт, Жан Кокто, Рене Грюо. Рене Грюо (René Gruau) называют долгожителем французской модной иллюстрации, le dernier survivant des grands illustrateurs de mode – «последним великим модным иллюстратором». Его карьера началась еще в 40-х годах. В 1940- м он нарисовал свою первую обложку для L'Officiel и непрерывно работал с изданием до 1989 года. А в 1999 году, в свои 90 лет, создал серию литографий для Chanel.
оригинальная рекламная литография Dior
Безусловно, одним из наиболее знаковых этапов его карьеры стал период сотрудничества с Домом Dior. Два молодых иллюстратора, Рене и Кристиан, познакомились в 1930 году в издательском доме «Фигаро», и между двумя талантливыми людьми завязалась тесная дружба. В 1947 году Рене рисует своему другу первые плакаты для парфюма Miss Dior.
И, конечно же, культовый черно-белый силуэт Dior с жакетом Bar, символом New Look. Совместная работа Рене Грюо с Домом Dior продлится до конца 80-х. По словам Джона Гальяно, «только Рене мог улавливать дух и стиль Dior».
оригинальная рекламная литография Yves Saint Laurent, 1962 г
Можно еще много рассказать о литографии, гравюрах и плакатах, но нам пора подвести небольшие итоги. Выбирая для своей коллекции литографии, обязательно смотрите на период производства и качество исполнения. Более ценны работы первой половины XIX века. Вторая волна создания плакатов, которые можно отнести к предметам искусства, пришлась на период ар-деко и ар-нуво. Вернулась ручная роспись и исключительное качество исполнения.
И самое главное – при покупке обращайте внимание на имя иллюстратора, нарисовавшего тот или иной сюжет.