Истории трех главных оперных театров страны так остросюжетны, что, кажется, каждая из них могла бы лечь в основу водевиля, где смех сменялся слезами, а несчастья – громкими аплодисментами. Мы решили обозначить вехи этих театральных саг.
1803 год
Одесский градоначальник герцог де Ришелье послал в Петербург прошение о выделении городу средств для строительства театра, церкви и таможни. В то время театрами обзавелись только два города в империи – Москва и Санкт-Петербург.
1804 год
Для строительства оперного театра и здания таможни из столицы в Одессу был приглашен именитый архитектор эпохи позднего классицизма француз Жан-Франсуа Тома де Томон. В том же году французский архитектор также начал работу над проектом недостроенной Петербургской биржи. Поэтому всеми строительными работами в Одессе руководил итальянский архитектор Франческо Фраполли.
1810 год
10 февраля состоялось торжественное открытие первого одесского оперного театра. Трехэтажное здание, выдержанное в стиле позднего классицизма, с большим входным порталом с колоннами коринфского ордера во всю высоту фасада, готовилось принимать гостей.
Первый Одесский городской театр открылся оперой Фрейлиха «Новое время», которую исполнили артисты труппы Петра Фортунатова. Главный зал был рассчитан на 800 мест, партер вмещал в себя 44 места, 62 – были расположены на трех ярусах лож, еще 700 человек могли смотреть представления, стоя позади сидячих мест. Александр Пушкин был так восхищен театральной публикой города, что даже посвятил строки Одесскому городскому театру в своем романе «Евгений Онегин».
1847 год
Дав в Одесском оперном театре шесть сольных выступлений подряд, завершил свою концертную деятельность пианиста Ференц Лист.
1850 год
На премьеру своей пьесы «Ревизор» в Одесский оперный театр приехал Николай Гоголь.
1861 год
Одесский театр посетил известный американский актер-трагик Айра Олдридж, покоривший когда-то своей игрой Тараса Шевченко. На одесской сцене Олдридж играл в знаменитых шекспировских трагедиях, но на первой премьере оваций зрителей так и не услышал. В зале стояла абсолютная тишина. Пьесы были поставлены на языке оригинала.
С 1820 года здание театра претерпело четыре перестройки, а последняя реконструкция и вовсе закончилась за два дня до пожара, который целиком разрушил театр.
1873 год
Ночью 1 января из-за возгорания газового рожка, освещавшего часы, театр поглотил пожар, и до восхода солнца здание полностью сгорело.
1874 год
Был объявлен конкурс на проект нового Парфенона искусства. После просмотра более 40 работ всех именитых зодчих империи был утвержден внеконкурсный проект молодых венских архитекторов – Фердинанда Фельнераи Германа Гельмера. Архитектурное бюро Fellner & Helmer специализировалось на проектировании театров, и проект Одесской оперы был для них 13-м по счету. Австрийские архитекторы в Одессе никогда не были, и во время строительства архитектурный надзор совершать не собирались. Они смело передали во многом недоработанный проект городскому совету, который в свою очередь поручил местным архитекторам Бернардацци, Дмитренко и Гонсиоровскому, также участвовавшим в конкурсе, завершить проект и начать строительные работы. После окончания строительства смета на работы составила 1,5 млн рублей. Для сравнения: строительство парижской Опера Гарнье обошлось в 40 раз дороже. Один из театральных критиков даже сравнил Одессу с обедневшим помещиком, который, купив на последние сбережения золотое блюдо, преподносит на нем своим гостям корочки черствого хлеба.