У ВАС ЕСТЬ СТРАСТЬ?
Любой коллекционер без капли сомнений ответит «да». Эти люди посвящают собиранию прекрасного десятки лет, а то и всю жизнь. Они готовы отправиться за вожделенным предметом на другой конец света, годами ждать, когда его выставят на торги, и могут отдать любые деньги (часто баснословные), чтобы наконец заполучить желанный подлинник.
Собирательство – это своего рода болезнь, и начинается она с невинной покупки понравившейся работы. Затем приобретений становится больше, а предметы, ранее просто украшавшие гостиную, превращаются в коллекцию.
Однако не всякое собрание заслуживает звания коллекции. О культуре коллекционирования и о том, кого можно полноправно считать коллекционером, рассказывает новая выставка в Музее современного искусства Одессы.
Проект называется «Время собирать» и представляет работы из частных собраний украинских коллекционеров современного искусства – Андрея Адамовского, Бориса и Татьяны Гриневых, Анатолия Дымчука и Вадима Мороховского.
В экспозицию вошли произведения знаменитых мастеров XX века – Марка Шагала, Сальвадора Дали, Василия Ермилова, Зинаиды Серебряковой, Татьяны Яблонской, а также известных представителей современного украинского искусства – Арсена Савадова, Влады Ралко, Валерии Трубиной и других.
«Цель этой выставки – познакомить зрителей не только с произведениями искусства и художниками, но и с коллекционерами, – говорит куратор проекта Андрей Сигунцов. – Некоторые называют коллекционирование хобби, но в большинстве случаев человек, вплотную занимающийся этой деятельностью, – настоящий профессионал.
Коллекционеры всегда играли существенную роль в становлении живописцев, влияли на развитие художественных направлений, а иногда их личный выбор определял стиль эпохи. В проекте мы показали стратегии и системы коллекционирования, работы начала ХХ века и современное искусство, которое ярче всего отражает социально-политические изменения общества».
На первом этаже МСИО размещена историческая часть: материалы об известных украинских коллекционерах – Терещенко, Ханенко, Перемене, Дыченко, Кнобеле. Также есть зал, посвященный современным коллекционерам и меценатам, который сфокусирован на исследованиях, атрибуции и реставрации. А в «кабинете коллекционера» посетители смогут почувствовать себя настоящими собирателями артефактов.
ИЗ ЧАСТНЫХ РУК
Тысячи работ из частных собраний сегодня пополняют коллекции мировых музеев и представлены обозрению широкой публики. Благодаря коллекционерам были созданы «Метрополитен», Музей Соломона Гуггенхайма, Третьяковская галерея, Эрмитаж, Британский музей.
Украина не исключение: по инициативе семей Терещенко и Ханенко и на основе их коллекций были созданы художе- ственные музеи в Киеве, названные в честь своих меценатов.
МСИО также начался с частной коллекции крупнейшего ценителя неофициального одесского искусства Михаила Кнобеля. Его собрание насчитывало более 500 произведений.
«Я не езжу на «Сотбис». У меня свое видение того, как покупать и продавать работу», – сказал в одном интервью Кнобель, перебравший за свою жизнь около 1700 картин.
Михаил Кнобель не имел профильного образования, но обладал замечательной интуицией и легко определял талантливых художников. Он занимался меценатством, популяризировал одесскую школу, посредством своей коллекции представлял разные этапы развития и своеобразие одесского направления, а главное, мечтал открыть в Одессе музей современного искусства.
«В то время в Украине не было частных музеев. Идея создать институцию, которая будет заниматься не только коллек- ционированием и сохранением произведений, но и архивами, а также научной и просветительской деятельностью, была действительно инновационной», – отмечает Андрей Сигунцов.
Чаяния Кнобеля реализовал бизнесмен Вадим Мороховский, учредив в 2008 году Музей современного искусства Одессы. «Сейчас в экспозиции представлены работы ведущих одесских художников рубежа ХХ и ХХI веков. Особенность МСИО – постоянно пополняющаяся коллекция произведений одесских мастеров живописи и тех, кто имел непосредственное отношение к художественной жизни региона», – рассказывает куратор.
КТО И ЗАЧЕМ
Нефтяной магнат Пол Гетти называл себя «одержимым искусством», приобретая греческие и римские скульптуры, картины мастеров эпохи Возрождения и европейскую мебель XVIII века. В итоге благодаря коллекции Гетти был создан самый большой музей современного искусства в Калифорнии, завоевавший в 1982 году звание еще и самого богатого музея в мире: наследство в 1,2 миллиарда долларов по сей день позволяет пополнять его собрание шедеврами с престижных аукционов.
«Люди увлекались собиранием с давних времен. Коллекционирование как процесс систематизации окружающего мира начало проявляться еще в государствах древнего Востока, а также в Древней Греции и Риме, – рассказывает Андрей Сигунцов. – Во все времена коллекционирование обогащало культурную жизнь государства. Материальное и духовное наследие прошлых веков дошло до наших дней именно благодаря личным инициативам и меценатской поддержке».
Естественно, коллекционирование – это определенный социальный статус, который свидетельствует об образованности и тонком вкусе владельца. Но самые преданные фанаты не гонятся за выгодой, а искренне любят и ценят приобретаемые предметы.
Для коллекционера искусство имеет не только материальную, но и эмоциональную ценность: произведения позволяют ему проявить собственную индивидуальность, отразить мировоззрение и жизненные принципы.
Коллекционирование – это не просто складирование понравившихся картин и объектов. У каждого коллекционера есть идея, а у коллекции – миссия. Конечно, отбор происходит по субъективным факторам: кому-то ближе авангард, у кого-то вызывают трепет сцены Средневековья, а кто-то предпочитает инвестировать в работы своих современников.
«Подавляющее большинство музеев в мире и в Украине было основано на частных собраниях. Приобретенные для личной коллекции работы в будущем могут стать определяющими, ведь то, что мы видим в музее или галерее как эталон искусства, было отобрано кем-то до нас. Инициируя и поддерживая творческую деятельность, коллекционеры, безусловно, оказывают влияние на историю искусства», – подчеркивает Андрей Сигунцов.
НАЧАЛО ПУТИ
Раньше аккумулирование предметов искусства считалось привилегией богачей. Но теперь все по-другому: в XXI веке коллекционирование стало более доступным и демократичным. Теперь это не признак элитарности, ведь купить небольшую работу молодого художника может позволить себе любой человек, желающий сделать вклад в развитие искусства.
Показательный пример – супруги из Нью-Йорка Дороти и Герберт Фогель. Они были обычными госслужащими и приобретали работы, вписывающиеся в семейный бюджет почтового клерка и библиотекаря. Фогели собирали минимализм и концептуальное искусство, не боялись рисковать, делая ставку на «ноунеймов». И не прогадали: в их коллекции почти пять тысяч работ, среди которых произведения Роя Лихтенштейна, Йозефа Бойса, Синди Шерман и Такаси Мураками. В 1992 году Фогели передали свое собрание Национальной галерее искусств в Вашингтоне, где работы находятся по сей день и открыты для публики.
У маститых коллекционеров есть личные помощники – историки и теоретики искусства, которые советуют, на какие работы стоит обратить внимание. Начинающим же собирателям следует положиться на собственный «нюх».
Художественное образование для коллекционера – необязательное условие, хотя знание истории искусства не помешает. Гораздо большее значение имеют зоркий глаз, тонкий вкус и безошибочная интуиция, ведь только единицам удается прийти на выставку молодых художников и выбрать работу, автор которой в будущем окажется звездой местной или даже мировой арт-сцены.
Приобретая свое первое произведение, человек не подозревает, что оно станет основой чего-то большего. Сначала ценитель руководствуется эмоцией и впечатлением, и только через годы вырабатывается индивидуальный подход, методология и концепция собрания, которые и делают его коллекци- онером.
Еще один важный момент – насмотренность. Невозможно зайти в первую попавшуюся галерею и сразу отыскать талантливую работу. Надо регулярно посещать выставки и арт-ярмарки, общаться с художниками, дилерами, галеристами – словом, быть в теме, и тогда по прошествии нескольких лет коллекционирование превратится из хобби в образ жизни и способ мышления.
Выставка о феномене коллекционирования в Украине в МСИО продлится по март 2021 года
Читайте также: Художник Александр Сухолит об искусстве, сакральном процессе создания работ и женщинах