ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ
Вместо того чтобы кататься на скейтборде, я организовал в школе театральную труппу. В 15 я попробовал себя в роли актера и театрального постановщика – учась в бельгийской католической школе для мальчиков, нам приходилось бегать в соседнюю, чтобы пригласить девочек присоединиться к нашему театральному клубу. Нам удалось поставить пьесы Ионеско, Чехова и Ростана. В 17 лет мне пришлось бросить футбол, так как я получил серьезную травму, но, продолжая заниматься театром, я также решил попробовать себя в классическом балете. Спустя год стало очевидно, что танцор из меня никудышный, но занятия помогли мне научиться лучше владеть своим телом на сцене.
ВЫБОР ПРОФЕССИИ И ПЕРВЫЕ ШАГИ В КУРАТОРСТВЕ
Мои родители были против того, чтобы я профессионально занимался театром. Я думаю, что они просто переживали за мой достаток. Выбирая профессию, я принял решение поступить на юриспруденцию. Обрадовавшись моему решению, родители подарили мне билет в Париж, чтобы я отпраздновал поступление. Они даже не представляли, как сильно это поменяет мою жизнь.
В Париже я зашел в музей Орсе и сразу же влюбился в искусство. Я не очень много тогда понял в нем, но почувствовал, что надо разобраться. Вернувшись домой, я торжественно сообщил родным, что не хочу изучать право и вижу развитие своей карьеры в искусстве.
В университете я был, наверное, единственным на курсе, у кого до поступления не было глубоких знаний в области искусства. Мне пришлось начать с нуля. Каким-то непонятным образом я выжил и, как мне кажется, даже стал неплох в этом.
Важным моментом оказался тот факт, что я довольно рано начал работать куратором. Уже на втором курсе учебы я стал соруководителем студенческой организации выставок Itaka. Это был мой первый опыт кураторства, он дал мне возможность поработать с разными художниками и большими группами людей, которые задействованы в работе над экспозициями. Я, кстати, не забросил театр и в то время: был период в моей жизни, когда я работал на четырех работах, буквально разрываясь между театральной труппой и работой в арт-сфере
РАБОТА В PINCHUKARTCENTRE
Я приехал в Украину в 2009 году по приглашению Экхарда Шнайдера, на то время генерального директора PinchukArtCentre. Ранее я сотрудничал с ним в Kunsthaus Bregenz (Австрия) и уже в то время понял, что хочу и дальше с ним работать – он не только вдохновлял своим видением, но и мог многому научить. С 2015-го я продолжил его дело в роли арт-директора PinchukArtCentre.
За 11 лет работы в PinchukArtCentre мне кажется, что мы выполнили две важные задачи, поставленные нашим основателем Виктором Пинчуком: украинскому обществу мы дали возможность познакомиться с мировыми именами в искусстве, а молодым украинским художникам – проявить себя на международной арт-сцене, в частности, благодаря Премии PinchukArtCentre и Future Generation Art Prize.
Меня часто спрашивают, почему я остался жить и работать в Украине. Ответ достаточно прост: для меня это страна неограниченных возможностей. Мне кажется, многие проекты, которые мы реализуем в Киеве, было бы очень сложно реализовать где-нибудь в другом месте. Здесь особая целевая аудитория, особое видение художников и, конечно, дух свободы, которым буквально пропитан воздух. На данном этапе жизни я бы не хотел оказаться где-то в другом месте.
ОБ ОТНОШЕНИИ К РЕЛИГИИ
Я не религиозный человек, но, так как я учился в католической школе, я довольно много знаю о религии. Может быть, поэтому одна из моих любимых книг – «Братья Карамазовы». Мне кажется, это шедевр мировой литературы. Я прочитал ее на первых курсах университета и возвращаюсь к ней время от времени. Мой любимый момент в книге – когда великий инквизитор пришел в темницу к Христу перед распятием. Тот спросил его: «Ты же знаешь, кто я?», на что инквизитор ответил: «Я прекрасно знаю, кто ты, но я не позволю тебе показать людям, что такое свобода». По мнению великого инквизитора, Христос слишком переоценил силы человека, когда призвал его добровольно следовать за ним по пути подлинной свободы, так как неблагодарные, слабые люди не способны вынести бремя такой свободы.
На фото: чашка с фразами Бйорна (например, «Это дизайн» или «кто-то это все-таки должен сделать») – подарок коллег, блокнот Moleskine с ежегодной встречи ялтинской европейской стратегии (Yes), книги: Орхан Памук «Музей Невинности», Дэвид Дойч «Начало Бесконечности», парфюм: Terre D’hermes Parfum, запонки подарок дочери, кожаные перчатки (no name)
На фото: рисунки детей Фальки и Асгер Гельдхоф
О ГАРДЕРОБЕ
У меня очень простое отношение к одежде: ношу, пока не порвется.
Мне нравится надевать разноцветные носки, потому что это небольшое ребячество, которое я могу себе позволить в мире формальной одежды. Все остальное в моем гардеробе достаточно скучное. У меня есть «рейверский образ», в котором я иногда появляюсь на вечеринках, – это черная футболка G-Star Raw и черные зауженные джинсы Levi’s. Когда мне нужно выглядеть торжественно, я надеваю костюм Karl Lagerfeld, а на работу ношу обычные рубашки и брюки, о брендах которых даже не догадываюсь.
Продюсер: Диана Мельникова
Ретушь: Кристина Степанок
Читайте также: Никита Кадан: "История – не то, что было, а то, как рассказано то, что было"