Где живет украинское современное искусство?

Lifestyle
17.02.2020
ТЕКСТ: МАРИЯ ЛАНЬКО, КУРАТОР И СООСНОВАТЕЛЬНИЦА ГАЛЕРЕИ THE NAKED ROOM
В мечтах, в руинах, в Кмытове
ПОДЕЛИТЬСЯ

Говорят, 9 мая 2019 года во время открытия 58-й Венецианской биеннале над одной из ее основных локаций, Джардини, пролетел украинский транспортный самолет «Мрия». На его борту находились «все украинские художники» – жесткий диск с анкетами более 3000 авторов, которые согласились стать участни- ками и участницами украинского павильона по приглашению его кураторов – «Открытой группы». Отсутствие постоянного пространства для национального павильона, в котором в нечетные годы предполагается делать выставки художественные, а в четные – архитектурные, заставляет кураторов украинского проекта каждый раз изобретать велосипед. Иногда велосипедом (то есть павильоном) оказывается армейская палатка (2001-й), иногда – стеклянный МАФ на набережной (2015-й), а в этом году им стал самолет «Мрия», точнее даже мечта о «Мрии».

В ожидании самолета Взлет самолета Aн-225, 2015 год

Самое большое количество участников, когда-либо выставлявшихся на биеннале, в кузове самого большого самолета в мире, который отбрасывает тень на самое желанное для современного художника выставочное пространство, – в этом невероятно точном и красивом образе схвачены все неврозы украинской системы искусства. Крупнейшая европейская страна почти за 30 лет независимости не смогла создать инфраструктуру для репрезентации культурного продукта. Поэтому сегодня нам не остается ничего иного, кроме как эксплуатировать мечту о ее былой мощи и довольствоваться тенью художников, а не их творениями.

Проект «Открытой группы» – кульминация многолетней работы украинских художников и кураторов «в поле» – без финансовой, инфраструктурной и интеллектуальной поддержки со стороны государства. Мечта про пролет «Мрии» над Венецией оказывается настолько точной идеей именно в условиях невозможности ее воплощения. Сегодня украинские художники, как никто другой, умеют работать с метафорой. И чем она менее ма- териальна, тем убедительнее получается. О чем еще можно мечтать украинскому искусству?

Вход на Вторую биеннале молодого искусства, отель Харьков
Экспозиция Второй биеннале молодого искусства, Отель Харьков
Экспозиция Второй биеннале молодого искусства, Отель Харьков
Экспозиция Второй биеннале молодого искусства, Отель Харьков
Вход на Вторую биеннале молодого искусства, отель Харьков
Экспозиция Второй биеннале молодого искусства, Отель Харьков
Экспозиция Второй биеннале молодого искусства, Отель Харьков
Экспозиция Второй биеннале молодого искусства, Отель Харьков
01 00
Вход на Вторую биеннале молодого искусства, отель Харьков
ПОДЕЛИТЬСЯ

Например, не о Венецианской, а о своей собственной, домашней, биеннале. Очередная попытка основать большую периодическую выставку современного искусства случилась в этом году в Харькове. Придуманный Министерством культуры Украины Фестиваль молодых украинских художников стартовал в 2017 году в Киеве и, согласно регламенту, раз в два года должен проходить в новом городе. Переехав в Харьков, проект взял гордое имя «Биеннале молодого искусства». К сожалению, за почетным статусом не последовало важных инфраструктурных решений – и собственная биеннале у нас тоже остается без выставочного «павильона»: в первой украинской столице нет ни одной институции или хотя бы площадки для проведения события подобного масштаба. 

Поэтому 17 сентября 2019 года выставка с саркастическим по отношению к условиям ее создания названием «Кажется, я захожу в наш сад» открылась в старом отеле “Харьков” на Площади Свободы (говорят, самой большой площади в Европе). Пожалуй, более удачную локацию для проведения биеннале сложно найти — в этом здании проявляются все неприглядные слои украинской истории последнего столетия. Построенный в 1932-36 гг. как часть оригинального конструктивистского ансамбля площади Отель Интернационал во время немецкой оккупации был тюрьмой и местом для казни. Послевоенная реконструкция затянулась на 30 лет и завершилась образцовым сталинским фейс-лифтингом: здание окрасилось в песочные тона, скрыло конструктивистскую начинку под накладными пилястрами, обзавелось новым шестнадцатиэтажным крылом и получило свое современное название. В 1990-е отель был приватизирован и, как и многие другие советские мегаломанские проекты, оказался не приспособлен к жизни в украинской провинции. Новые владельцы начали сдавать основной корпус «под офисы», которые и привели здание в его текущее состояние.

Никита Кадан на открытии Кмытовского музея советского искусства Кмытовский музей советского искусства, вид экспозиции Кмытовский музей советского искусства, вид экспозиции Кмытовский музей советского искусства, вид экспозиции Кмытовский музей советского искусства, вид экспозиции

В залах, где развернулась биеннале, местами сохранилась лепнина и фрагменты фотообоев, но при этом нет пола и проводки, а коммуникации оголены настолько, что звук стекающей по трубам воды оказывается невольной саунд-инсталляцией. В этой реальной постсоветской руине собраны работы молодых художников о разрушительном влиянии антропоцена на землю, о репрессивном городе и искусно подменяющей реальность цифровой среде, о войне – конкретной на Востоке Украины и глобальной как неизбежной реализации «чело- веческой природы». Провальный с производственной точки зрения проект оказался редкой удачей в концептуальном смысле: кажется, для серьезного и эмоционального разговора о катастрофе нет лучшего контекста, чем постсоветская руина в Восточной Украине.

А для разговора о постсоветском наследии, похоже, нет места лучше, чем Кмытовский музей изобразительного искусства. Строительство музея в небольшом селе на Житомирщине в середине 1980-х было профинансировано Министерством сельского хозяйства СССР. Но идея создания сель- ской коллекции искусства принадлежала и на первых порах реализовывалась Иосифом Буханчуком. Обычный советский инженер родился в соседней Студенице и стал коллекционером-энтузиастом во время работы в Ленинградском институте живописи. Подружившись со многими художниками из разных союзных республик, Буханчук просил их дарить свои работы сельской общине, которая в отличие от советских горожан не имела доступа к современному им искусству. Таким образом удалось собрать одну из самых интересных коллекций советского искусства в Украине. А специально построенное для нее неомодернистское здание не имеет аналогов ни в Киеве, ни в других украинских городах.

Сегодня этот сельский музей является одной из самых интересных художественных институций в стране. Переименованный группой художников и исследователей в Музей советского искусства, он стал лакмусовой бумажкой в непрекращающейся со времен Евромайдана дискуссии о декоммунизации. Это наименование не принято официально, а является названием проекта по созданию в музее отдела современного искусства и сопутствующих этому выставок-интервенций. Курирует весь процесс художник Никита Кадан, который беспощадно сопоставляет небезынтересную музейную коллекцию и работы международных звезд современного искусства. Это соседство оголяет сомнительный социальный статус обоих – искусства советского как подлежащего немедленной декоммунизации и искусства современного как «неприличного» и «недостойного». И именно это соседство позволяет нам увидеть себя в естественной среде обитания: да, сельский художественный музей на Житомирщине – чуть ли не единственная современная госинституция в Украине, советским прошлым пронизана вся художественная и социальная инфраструктура, а современное искусство по-прежнему остается крайне маргинальной и самоорганизованной практикой. К счастью, это научило нас летать над Венецией, высаживать сады в руинах и открывать музеи современного искусства в глухой деревне.

 

Читайте также: Олег Тистол: "Фанатик занимается своим делом независимо от того, дают ему эту возможность или нет"

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).