В коллекциях последних сезонов легко прочитать отсылки не только к прошедшим эпохам, но и к фильмам, отразившим стиль того времени. Дизайнеры вдохновляются хоррорами, классикой Голливуда и знаковыми ромкомами 90-х, перевоплощая их в самые неожиданные образы. С экрана они переходят на подиум, а с подиума — на улицы. Мы решили разобраться, на какие фильмы ссылались дизайнеры в последние сезоны.
“Бестолковые” (1995)
Подростковый ромком, без сомнений, можно назвать энциклопедией стиля 90-х. Здесь и гранж Марка Джейкобса, и минимализм Кельвина Кляйна, и скульптурность Аззедина Алайи. В фильме Алисия Сильверстоун составляет образы на компьютере с квадратным монитором, пытается соблазнить парня, который в конечном счете оказывается геем, и готовится к карьере юристки. Она убеждает отца в практичности платьев Кельвина Кляйна и отказывается ложиться на асфальт в луке от Алайи, когда грабитель приставляет пистолет к ее виску.
Сюжет фильма основан на романе Джейн Остин “Эмма”, только перенесен в старшую школу Беверли-Хиллз. Американские подростки носят клетку, платья в бельевом стиле, обувь на платформе и пастельные оттенки — все то, что не сходит с подиумов вот уже несколько сезонов. А еще это тот редкий случай, когда экранизация действительно лучше книги.
“Деловая девушка” (1988)
До того, как стать главной униформой современных девушек, большие пальто и уродливые кроссовки были органичными предметами гардероба карьеристки Тесс. Главная героиня фильма примеряет вещи своей начальницы (а заодно и ворует ее личность), пока та лежит в больнице со сломанной ногой. К ее выздоровлению девушка не только оккупирует гардероб и рабочее место леди-босс, но и уводит ее жениха вместе с бизнес-партнерами. В современных терминах женской дружбы и солидарности фильм вряд ли имел бы успех, но объемные шубы, кожаные тренчи и жакеты как с мужского плеча делают его ценным материалом для исследования стиля 80-х.
“Коллекционерка” (1967)
Коллекцию осень-зима 2019 La Collectionneuse Симон Порт Жакмюс назвал в честь этого фильма. Дизайнер утверждает, что вдохновением для него послужила не конкретно эта картина, а французские фильмы в целом. Жакмюс, очевидно, посмотрел все фильмы Новой французской волны, в которых герои убегают на юг.
Действия “Коллекционерки” происходят в Сен-Тропе, где влюбленная пара проводит августовский отпуск. Главная героиня носит вязаные топы, белые джинсы и желтый купальник с цветочным принтом на фоне голубого моря. Летний отдых и подготовку к свадьбе она совмещает с соблазнением мужчин, за что девушку называют коллекционеркой. В дополнение к фильму можно посмотреть “Безумного Пьеро”, “Женщина есть женщина” и “Посторонние” — в общем, все, что снял Жан-Люк Годар с Анной Карина в главной роли.
“Семейка Аддамс” (1991)
Хоррор — основа окружающего нас мира. Все масштабные события современности, от военных конфликтов до экологических катастроф, оправдывают наши худшие опасения. Как политики тщетно пытаются вернуть равновесие миру, так и герои фильмов ужасов после фразы “Ой, а что это там?” идут навстречу убийцам, монстрам, паранормальным явлениям и всему, что заставляет их потом жалеть о своем выборе (если они в состоянии это сделать).
В коллекции весна-лето — 2019 Миучча Прада использовала прямые отсылки к стилю Уэнсдэй Аддамс — длинные косички на ровный пробор, белый воротник, обувь с массивной подошвой и черное все. К списку стильных хорроров можно добавить “Челюсти” Стивена Спилберга, которыми вдохновился Раф Симонс для последней коллекции Calvin Klein, а еще “Американский психопат”, “Сияние”, “Кэрри” и “Ребенок Розмари”, отсылки к которым мы увидели в его первой коллекции для бренда.
“Бритва” (1980)
Эротика, как и хорроры, помогает дизайнерам адаптировать одежду под современные реалии. Исследование “новой сексуальности” на подиуме берет начало из провокационных фильмов прошлого. Для осенней коллекции 2019 года для №21 Алессандро дель Аква вдохновлялся эротическим триллером Брайана де Пальмы, совмещая офисный гардероб со стилем девушек по вызову. Правда, дизайнер убрал все намеки на объективацию женского тела и открытую сексуальность, используя лишь некоторые элементы: латекс, сетку и бра в качестве топа.
“Матрица” (1999)
Кожаные плащи, узкие очки, неон — нужно ли говорить больше? Культовый фильм 2000-х определил главные тренды 2019 года, а для Демны Гвасалии и вовсе стал главным источником вдохновения. В коллекциях для Balenciaga дизайнер показывает, что носил бы современный Нео, а для весенней кампании и вовсе снял ремейк фильма.
“Блондинка в законе” (2001)
Если “Бестолковых” можно назвать энциклопедией стиля 90-х, то фильмы “Блондинка в законе”, наряду с программами MTV, дают полное представление о 2000-х годах.
Фильм прежде всего рассказывает о женской дружбе, карьерных амбициях и о том, что розовый — очень даже практичный цвет для политического дресс-кода. В первой части фильма Риз Уизерспун в роли Эль Вудс пытается поступить в Гарвард, а в третьей уже покоряет Вашингтон вместе со своим чихуахуа.
Жакет с газетным принтом от Dior времен Джона Гальяно, кардиганы с жемчугом по правилам юридических школ, джинсы с заниженной талией и отсылки к стилю Жаклин Кеннеди — этот фильм дает больше, чем рядовой американский ромком.
Читайте также: Джек Лондон, Наполеон, Гюго и Драйзер: Подбираем весенний гардероб по соционике