Как протесты "желтых жилетов" влияют на французскую моду

Тренди
25.03.2019
ПОДЕЛИТЬСЯ
Кризис люкса на фоне европейских волнений
ПОДЕЛИТЬСЯ

“Роскошь для всех” — гласит надпись на фасаде разрушенного бутика на Елисейских Полях. На прошлой неделе “желтые жилеты” уничтожили магазины Bulgari, Longchamp, Hugo Boss, Lacoste и еще 80 бутиков на знаменитой улице Парижа.

В конце 2018 года французы начали протестовать против повышения цен на топливо, но позже акции переросли в акты вандализма и требования отставки Эммануэля Макрона. Теперь “желтые жилеты” протестуют против индустрии роскоши и моды — символов французской столицы. Журналист Business of Fashion Лоренс Бенам выяснил, почему модные бренды встали на пути активистов.

В стране, где модная индустрия приносит € 150 миллиардов в год, дорогая одежда стала частью культуры пусть и не массовой. Фразы вроде “Спасибо за кашемир” на ограбленных бутиках модных брендов отражают желание и ненависть к символам роскоши, вплетенным во французский стиль жизни.

Отрицание излишеств точно так же вошло в культуру французов. “За каждым большим состоянием стоит большое преступление”, — писал Оноре де Бальзак. Бывший президент Франции Франсуа Миттеран утверждал, что “деньги разрушают сознательность людей”. В стране, страдающей от постоянной безработицы, популистские идеологии, теории заговора и ксенофобские движения наложились на переживания простых французов. Недовольство вылилось в массовый протест на фоне Брексита, миграционных проблем и кризиса демократии.

Протестующие невольно проводят параллели с Великой Французской революцией 1798 года. В своем представлении они играют роль честных санкюлотов, пытающихся свергнуть избалованную монархию. Дошло до того, что Брижит Макрон теперь сравнивают с Марией-Антуанеттой а первая леди всего лишь заказала фарфоровый набор для Банкетного зала Елисейского дворца (резиденции президента), Зимних садов и салона Наполеона.

Еще одна отсылка к историческим событиям  студенческие протесты во Франции в мае 1968 года. Марк Абелес, автор книги “Этнолог в стране роскоши”, живший в Париже в конце 60-х, говорит о негативном символизме роскоши. “Она всегда была веянием запретного, сказал он. Сегодня в университетских кругах проявление интереса к роскоши является, если так можно сказать, роскошью”.

В то же время появляется все больше университетских курсов в сфере моды и люкса, а продажи гигантов индустрии LVMH, L'Oréal, Kering и Hermès с каждым годом только растут.

В 1920-х годах Париж отказался от идеологии роскоши в пользу бетонного модернизма Ле Корбюзье. Архитектор утверждал, что “непрактичные кареты и старинные стили” соборов и Версальского дворца отжили свое, а излишества и декоративность остались в культурном прошлом Франции. Теперь, однако, роскошь возвращается к жизни: кашемировые свитера заполоняют масс-маркет, люксовые бренды выпускают наборы карандашей за $ 900, а рынок дорогой одежды для собак переживает небывалый подъем.

Роскошь всегда была стилем жизни Парижа культурной столицы мира, излишеств и моды. Именно это и вызывает ненависть у “желтых жилетов” — дорогие бренды символизируют неравенство и культуру  перепотребления, отсылая к монархическому прошлому.

Читайте также: Дон Кихот, Штирлиц, Бальзак: Подбираем весенний гардероб по соционике

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).