В этом сезоне дизайнеры дружно обратились к модным архивам, уходящим вглубь ХХ века. Внимание большинства привлекла середина столетия, которая стала переломной как в сознании людей, так и в общественной философии, в формировании нравов и, как следствие, в моде. Первое, что характеризует эту эпоху – все более усиливающееся влияние американских традиций в одежде и способе жизни, несмотря на то, что всего два года назад в Париже Кристиан Диор представил new look и переродил кутюр. Итого, с 50-х годов в гардеробы входят брюки как обязательный элемент дневного и вечернего туалета. Производство одежды ставится на конвеер, конфекция развивается; именно в этот период появилось понятие сезонной моды и изменения трендов в зависимости от времени года и полета фантазии дизайнеров.
Второе – это появление такого понятия, как подражание кумирам: известные артисты, певцы и актеры становятся объектом копирования, их стиль отправляется с киноэкранов и сцен прямо в массы. Таким образом, молодые люди обретают новый интерес к моде, который с грядущими десятилетиями будет только усиливаться. Нарастает конфликт поколений: юноши и девушки становятся все более агрессивными – как в общественном поведении, так и в способах самовыражения с помощью одежды. В Англии подобную философию представляли, в первую очередь, «сердитые молодые люди», чьи принципы и догматы подробно изложил Джон Осборн в романе «Оглянись во гневе», а во Франции – последователи экзистенциализма. И те, и другие боролись с угнетающей их действительностью, и одним из способов борьбы стали, например, джинсы, унаследованные из американской моды. Так в шестидесятых и началась эпоха панка: чтобы шокировать и обескуражить старшее поколение, окружающих, добропорядочных клерков и офисных планктонов, молодые люди надевали грубые кожаные куртки и рваные джинсы, красили волосы в необычные цвета и громко и смачно ругались.
Однако любое действие, как известно, рождает противодействие: в пику грубым панкам, развязным хиппи и легкомысленным нимфеткам в коротких юбках семидесятые года принесли с собой новую романтику. В ней не было места оборкам, рюшам и прочей девичьей чепухе; семидесятые говорили о романтике деревень, народных фольклоров, этнических вышивок. Отныне в моде оказались пестрые ткани из тяжелой шерсти и все, с ними связанное – а это пончо, это вышитые куртки, шали, вязаные шапки и варежки. Именно в этот период Ив Сен-Лоран представил коллекцию казацких накидок-кейпов и богато расшитые платья, отсылающие к эстетике боярских нарядов царской России. Итак, основные признаки, по которым можно опознать семидесятые – это тяга к романтичному, но не приторному, образу, этнические мотивы в крое и декоре, активное использование шерсти и меха, пэчворк и легкая приталенность. Ничего не напоминает?