Мы советуем начать октябрь с просмотра культового "тёмного" кино. Режиссёр Тони Скотт снял экранизацию романа Уитли Стрибера "Голод". Главные роли исполнили Катрин Денев, Сьюзан Сарандон и Дэвид Боуи.
Сара, героиня Сарандон, доктор в научно-исследовательском медицинском центре, изучает вопросы преждевременного старения и ищет способы предотвратить увядание жизни в человеке, много курит, носит мальчишескую стрижку и минималистичные костюмы. Мириам — вампирша, древняя, страшно элегантная и соблазнительная - её роль исполняет Катрин Денев. Боуи — Джон, возлюбленный Мириам вот уже 300 лет, и тоже вампир, но вдруг утративший способность спать и начавший стремительно стареть.
Весь фильм похож на полуденный октябрьский сон: голубоватая дымка в кадре, антиутопические и в то же время очень уютные городские виды, нуарные, с жесткими тенями, крупные планы лиц Мириам и Джона и их эксцентричное, но по-человечески монотонное времяпрепровождение. Игра трио вместе со знакомой девочкой, которая приходит к ним в гости, — это особый момент, своего рода концерт внутри фильма: Дэвид Боуи играет на виолончели, что само по себе вызывает трепет, Катрин Денев — на фортепиано, а их юная подруга — на скрипке. Время от времени вампиры-любовники эффектно и под аккомпанемент самой известной готической группы Bauhaus развлекаются в закрытых ночных клубах, убивая незадачливых молодых людей и утоляя голод их кровью.
Злой рок, однако, не щадит Мириам из века в век, все её любовники, которых она обращает в вампиров, по необъяснимым причинам стареют и умирают, что она переносит с искренними страданиями, находя себе новую любовь всякий раз в попытке забыться. В одной из комнат роскошных апартаментов героини даже хранятся трогательные деревянные ящики с мумиями бывших. Один из самых пронзительных моментов фильма после Боуи с виолончелью — это Боуи, умирающий на руках Денев, которого она также похоронила в деревянном ящике. А умер он потому, что Сара, чьё выступление они с Мириам увидели по телевизору, не поверила в его трагедию, когда он явился в клинику с просьбами применить результаты исследований жизни и смерти на нём. Чуть позже Сара, конечно, приходит в дом Мириам, подозревая, что Джон действительно был болен той самой загадочной болезнью, но Джона, само собой, уже нет в живых.
Как-то посреди всего этого между Мириам и Сарой зарождается страстное чувство. Причем кто кого соблазнил, не до конца понятно. Утонченная Мириам выглядит как голливудская актриса 40-х: носит аристократичное плечистое белое пальто с золотой ящерицей на лацкане, шелковые блузы строгих фасонов, юбки до колена с лаковыми поясами, платья в лучших традициях высокой моды военных лет — в горох или с черно-золотым декором — и шляпки с вуалью. В одной из сцен она спускается по лестнице своего дома в роскошном атласном халате жемчужно-серого цвета с увеличенными стёгаными рукавами. Идеальные укладки и кровавая помада всякий раз подобраны сообразно наряду. Художник по костюмам Милена Канонеро создала образ не надменной, но чувствительной женщины-демона, которой не чужды классическая женственность, буржуазная надломленность, мягкость и даже сердечная боль.
Героиня Сьюзан Сарандон, в свою очередь, также представляет собой набор неочевидностей и яркую харизму: чувственность, неуловимая внутренняя загадка и сила, как будто Сара и сама вампир, сплетаются с трогательной виктимностью, когда Мириам соблазняет её и кусает, обращая в бессмертное существо. Для Сары Канонеро выбрала маскулинность и простоту: серый брючный костюм, в котором пиджак стянут на талии кожаным ремнём, а под ним тонкая белая футболка — всё это дополнено взъерошенными рыжими волосами и сигаретой в зубах. Особенно хорош момент, когда в доме Мириам Сара сидит в кресле, по-юношески раскинув ноги, в той самой футболке, заправленной в брюки с грубым ремнём, а сама Мириам стоит рядом в утонченном платье. Тем более контрастным выглядит образ Сарандон в моменты перевоплощения: в простой пижаме и белоснежных носках — воплощение беззащитности и уязвимости. Дизайнер тонко выстроила два взаимодополняющих друг друга образа — оба феминистичных, но диаметрально противоположных: женственная доминантная вампирша и девушка-сорванец с опасным потенциалом внутри.
Как и полагается, история Мириам оканчивается трагедией — она погибает, третируемая восставшими мертвецами-любовниками, а вот у Сары всё выходит на совершенно новый уровень. В финальном кадре мы видим уже не андрогинную Сарандон в футболке, надетой поверх обнаженной груди, а элегантную и таинственную, новую героиню, с властным и опасным взглядом — вампира, занявшего место своей некогда могущественной любовницы.
Смотрите также: Образ и стиль киногероя: Языческий гламур в фильме "Солнцестояние"