Сценаристка Наталья Ворожбит: «Киборги» – это история не о войне. Это фильм о людях и отношениях»

Интервью
16.02.2018
ТЕКСТ: Наталья Васюра
ПОДЕЛИТЬСЯ
Вчера стало известно о том, что фильм "Киборги" стал самой успешной лентой украинского кинопроката за все время независимости. А сегодня мы публикуем интервью с Натальей Ворожбит, автором сценария для "Киборгов" и украинским драматургом, чьи пьесы ставят по всему миру. Наталья рассказала L'Officiel Украина о работе над картиной, документальном театре и ценности своих социальных проектов.
ПОДЕЛИТЬСЯ
B большом столичном кинотеатре статные мужчины в смокингах и бабочках взяты в плотное кольцо зрителей – после первого просмотра фильма «Киборги» пожать руку им, актерам, которых еще вчера практически никто не знал в лицо, подходят политики, журналисты и люди в военной форме. Рядом с ними поздравления принимает невысокая хрупкая девушка – именно она два года назад написала сценарий к фильму об одном из наиболее неоднозначных, тяжелых и героических эпизодов новейшей украинской истории.
 
 На Наталье: свитер Prada, серьги BVLGARI
 
Сначала работать над картиной о боях в Донецком аэропорту самый известный украинский драматург отказалась. «Я привыкла писать только о том, что видела и знаю лично, – рассказывает Наталья, около 20 лет создающая пьесы, основанные на личном опыте и реальных событиях. – К тому же, когда режиссер Ахтем Сейтаблаев предложил эту работу, аэропорт еще удерживался. Но, поскольку для меня это был серьезный вызов, я подумала и согласилась. Первое, о чем я попросила,  – дать мне как можно больше контактов реальных «киборгов», парней, которые там были. Вы не представляете, как я боялась им звонить! Я прекрасно понимала скептицизм, с которым они меня встречали. Но в то же время им нравилось рассказывать мне свои истории, возможно, еще и потому, что перед ними была женщина, особенно когда я приезжала в зону АТО, они раскрывались по-настоящему». 
 
После многочасовых разговоров с военными Ворожбит записывала то, что лучше всего запомнилось, набрасывала на бумаге ситуации,
затем разрабатывала образы, у каждого из которых было по несколько реальных прототипов. «Прообразом героя с позывным Мажор стал музыкант с Евромайдана: мы с режиссером представили, что он идет на войну, – вспоминает Наталья. – Затем меня познакомили с бойцом, у них с актером даже внешнее сходство, от него шла такая молодая и злая энергия, он меня очень зарядил. Они все меня заряжали, я прониклась их рассказами, и потом они ожили на бумаге, стали настоящими, понятными пацанами. «Киборги» – это история не о войне, это фильм о людях и отношениях. О  том, как в безвыходном, опасном месте собираются самые разные мужчины, с разными взглядами и, как они преодолевают трудности и становятся одним целым. Я боялась уйти в пафос и  ура-патриотизм, ведь это не выдуманный остров, а реальная история, свое, родное. Мы все патриоты, но я ставила задачу в первую очередь писать об этих ребятах максимально честно».
 
 
 
О патриотизме Наталья Ворожбит много говорить не любит. Ее патриотизм  – это новые пьесы, сценарии и далеко не коммерческие проекты, за которые она взялась несколько лет назад. В 2014 году ей предложили сделать постановку с детьми с востока Украины для одного из фестивалей. Как всегда, требуя понимания ситуации и погружения в среду, вместе с волонтерами Наталья поехала в прифронтовую Николаевку, чтобы восстановить разрушенную после обстрелов школу: «Мы были просто потрясены. Дети хмурые, кругом все серое, везде разбомбленные дома… После ремонта мы сделали для них праздник, затем играли с ними в какие-то драматургические игры, там было несколько сложных ребят, мы их спрашиваем: «А если поставим спектакль, будете участвовать?» Самый главный их хулиган отвечает: «А давайте!». Вот так мы с моим другом, немецким режиссером Георгом Жено, решили, что будем ездить туда регулярно». Из этих поездок и разговоров с николаевскими подростками родился документальный спектакль «Моя Николаевка», а затем фильм «Школа №3», в прошлом году получивший Гран-при в молодежной секции Берлинского кинофестиваля. Построенный на монологах школьников, он, как и «Киборги», не стал драмой о войне, а превратился в историю о
взрослении и первой любви, о дружбе, юности и планах на будущее. «На самом деле так о войне слушать еще тяжелее»,  – констатирует Наталья, которая до сих пор со всеми детьми поддерживает отношения. Многие из них уже учатся в столичных вузах, хотя еще три года назад пределом мечтаний для школьников из Николаевки были Краматорск, Славянск, возможно, Россия или Харьков. «Они поездили по Европе со спектаклем и фильмом, увидели мир, выпустили свою газету, стали социально активными людьми. Когда я сейчас вижу, что они на украинском языке пишут посты в соцсетях, у меня просто нет слов от радости!» – делится Наталья.
 
Работая с жителями прифронтовых городов, за последние три года она с друзьями и единомышленниками успела запустить социальный «Театр
переселенца», проект «Дети и военные» (подростки и солдаты вместе создают документальные спектакли) и адаптировать британский театральный формат Class Act, в рамках которого профессиональные актеры и режиссеры ставят пьесы, написанные школьниками. «Я привыкла колесить, у меня нет такого, что я долго живу на одном месте. Вот  с «Театром» поездили много, пожить в Счастье в каком-нибудь общежитии ПТУ, да еще зимой… Это, конечно, то еще счастье. Я радуюсь, когда хотя бы месяц мне не надо никуда ехать»,  – рассказывает Наталья, которую в поездках часто сопровождает муж Василий Билоус, один из тех единомышленников, с которыми создавался «Театр переселенца».
 
Их отношениям всего пять лет, расписалась пара этим летом в Киеве, а надеть модное белое платье, сообщить друзьям и отпраздновать свадьбу Наталья решила этим летом в Одессе во время кинофестиваля, когда и друзья рядом, и море, и работа. Среди тех, кто искренне поздравил пару, пусть и через соцсети, были некоторые московские кинозвезды, те, кого смело можно назвать самыми сильными актерами современного российского театра. 
 
На Наталье: платье, комбинация, ремень - Prada, подвеска и кольца BVLGARI 
 
Московские актеры и режиссеры поддерживают связь с Натальей по сей день, ведь 15 лет назад фамилия Ворожбит громко прозвучала и ее узнала вся театральная Москва, а ее пьесы были наиболее модными среди самых актуальных постановок нового постсоветского театра. В российскую столицу Наталья Ворожбит поехала в 1995 году поступать в Литературный институт, куда ее, «девочку из Дарницы, никогда до этого не ходившую в театр», готовил севастопольский драматург Анатолий Дьяченко, открывший в Киеве Центр современной драматургии. Тогда в Москве зарождалась «новая драма», проводились фестивали и мастер-классы зарубежных режиссеров, а сценаристы учились писать
по-новому  – смело, хлестко и честно. Именно тогда Наталья открыла для себя и навсегда приняла новые правила: «Мы вдруг поняли, что чем
ближе к тебе история, тем она лучше работает, в нее больше верят. Сначала у меня не очень складывалось, а когда написала полубиографическую «Галку Моталко» о том, как я училась в спортинтернате, она оказалась хитом. Стало понятно, что надо писать как можно откровеннее, не бояться идти в неизвестность. Это страшно, но чем дальше, тем оправданее этот путь, это и терапия, и исследование, много наших проблем от того, что мы мало изучаем себя. А не зная себя – мы ничего не поймем про других».
 
Сейчас автор культовых московских спектаклей и сценарист скандального сериала Валерии Гай-Германики «Школа» говорит, что дверь в российские проекты она осознанно закрыла. Накануне премьеры «Киборгов» Наталья Ворожбит вернулась из Лондона, где в Royal Court Theatre прошла премьера ее новой пьесы «Плохие дороги», которую она называет «очень тяжелым и личным спектаклем о женщинах на войне». В этом году зритель увидит еще одну работу Натальи, когда на большие экраны выйдет фильм «Ворошиловград» по роману Сергея Жадана. Это ее
первый сценарий, написанный по литературному произведению. «Главным было понизить пиетет перед большим писателем, превратиться в хирурга, который беспощадно будет убирать длинноты и лишние линии. Это сильный самодостаточный материал, поэтому важно было оставить атмосферу, поэзию и этих странных противоречивых персонажей. Тем более когда ты работаешь с хорошей книжкой, ты учишься, Жадан в данном случае был моим учителем», – делится Ворожбит.
 
Рассказывая о мечтах, Наталья признается, что хочет написать книгу: «В  профессии драматурга тебя все время сокращают, режут и цензурируют, все равно твоя работа трактуется режиссером. А роман – это честно. Мне кажется, его никто не испортит, его не порежут, он выйдет целостный, и все вопросы будут только ко мне. Я люблю отвечать за свою работу».
 
 
Напомним, что Наталья также приняла участие в нашем специальном проекте "8 лиц нового украинского кино", где девушки, которые сегодня создают наш кинематограф, рассказали о своей работе, о вызовах и о главных фильмах года. 
ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).