Недалекое будущее, 2020 год. Украина получает режим открытых границ со всем миром, и в течение всего нескольких недель практически все население страны оставляет ее, разъехавшись по разным уголкам мира. Остается несколько человек. Они преследуют разные цели: кто-то – профессионал до мозга костей, который не может оставить работу недоделанной и просто уехать, кто-то хочет корыстно воспользоваться сложившейся ситуацией, а кому-то попросту все равно где жить. Это – не страшный прогноз футурологов относительно того, что случится вскоре с нашей страной (надеемся). Это – сюжет ленты "2020 Безлюдна країна", первого полнометражного фильма режиссера Корнея Грицюка, который за год был снят, еще за год – смонтирован, покрашен и отправлен на многочисленные мировые фестивали.
Необычного в фильме много: во-первых, это первое украинское независимое мокьюментари. Вы точно знаете этот жанр, если смотрели фильм «Реальные упыри» – это псевдодокументальное кино, имитирующее действительность и подтрунивающее над ней. А во-вторых, фильм снят практически на голом энтузиазме: все участники процесса работали над лентой бесплатно, за идею, и, как говорит Корней, все затраты на кино – абсолютно производственные: такси, переезды, обеды и все такое прочее. Так что же в этом фильме особенного, что заставило огромную команду профессионалов взяться за него бесплатно, а команду фестиваля «Молодість» – поверить в него и показать в рамках совершенно новой программы? Об этом расскажет сам Корней Грицюк.
О сюжете
Мы смотрим кино от лица канадского режиссера с украинскими корнями, который долго мечтал съездить на родину предков и понял, что или сейчас – или никогда. Он едет в опустевшую страну со своим товарищем-оператором, путешествует по разным городам и в результате экспедиции обнаруживает, что в Украине осталось всего 8 человек. Среди них, например, девушка, которая всю жизнь мечтала поучаствовать в конкурсе «Мисс мира», но никогда не могла пройти отбор. Но теперь, когда все другие участницы разъехались, ее уж наверняка наконец-то возьмут. Еще остался инженер, который мечтает заселить всю Украину роботами, сепаратист, который носится по опустевшему Донбассу с оружием в руках, – у него в голове война еще не закончилась – служащая фонда государственного имущества, молодая пара фрилансеров, которым, по сути, все равно где жить.
О жанре мокьюментари
Существует клишированное восприятие мокьюментари – мол, это кино, которое обязательно должно быть снято трясущейся камерой в полной темноте. Знаете, как фильмы ужасов снимаются. А мне хотелось сделать фильм более красивым и выверенным с точки зрения операторской и режиссерской работы, чтобы он был абсолютно неотличим от современных документальных фильмов, но при этом рассказывал какую-то совершенно безумную историю. Но идти в Держкіно, искать бюджет, делать серьезные декорации с перевернутыми машинами в центре Киева мне не хотелось, это был бы слишком долгий путь. Поэтому мы с оператором выбрали такой формат съемки, который позволил бы рассказать эту историю максимально качественно, но с минимальными средствами – вот отсюда и жанр мокьюментари. Основная сложность заключалась в том, что мы могли снимать только рано утром, когда на улицах еще не было людей. Конечно, все равно оставались следы цивилизации: где-то попадались люди или машины, которые мы затем «вытирали» на постпродакшене. Но нам не хотелось снимать этот фильм в жанре постапокалипсиса, когда все привыкли к тому, что деревья растут из домов или что-то в этом духе. Нашей задачей было показать, что люди уехали буквально вчера, с помощью минималистичных деталей и визуальных средств.
Об актерском составе
У нас в фильме снялись только три профессиональных актера: один играет сепаратиста, второй – советского интеллигента, а третья – чиновницу из фонда. Остальных участников съемочного процесса мы старались подбирать по роду их занятий: так, девушка, которая хочет участвовать в «Мисс мира», действительно работает моделью, а парень, который создает роботов, и правда инженер. Каждая история снималась за один день, и документальный формат, который мы выбрали, позволил людям не стараться и не переигрывать. В этом случае, наоборот, чем меньше они играли – тем лучше, за исключением некоторых ролей, которые специально были написаны карикатурно.
У нас было 35 съемочных дней, которые растянулись на год, потому что мы могли снимать только в выходные. И каждую историю оставшихся в Украине людей нам нужно было успеть снять за одну смену, потому что для этого должно было сойтись очень много факторов: свободен актер, свободна локация, камеры, звук. У нас были очень классные помещения: например, пустой супермаркет Silpo. Нам сказали: делайте любой бардак, что хотите, но у вас есть время от часа ночи до пяти утра, и это все. Поэтому в итоге съемки растянулись на долгое время, но сами сюжеты мы отснимали очень быстро.
О проблемах, которые поднимает фильм
Фильм каким-то образом касается большинства процессов, которые происходят сейчас в Украине: проблемы миграции, войны, советского прошлого, от которого мы упорно пытаемся уйти, хоть и не всегда получается. Мне кажется важным, что много наболевших вопросов, которые циркулируют сейчас в обществе, мы поднимаем в «2020 Безлюдній країні» и стараемся иллюстрировать сразу несколько общественных точек зрения. Персонажи – кроме, пожалуй, сепаратиста и мужчины, тоскующего по советскому времени, – это собирательные образы, мы не отталкивались ни от кого конкретного. Например, в картине появляется последний президент Украины, но он никак не связан ни с Порошенко, ни с кем из кандидатов на эту должность.
О фестивальной судьбе фильма
4 года назад в национальном украинском конкурсе «Молодості» участвовала моя короткометражка, но свой полный метр поначалу я не планировал туда подавать. Просто, когда ты молодой режиссер и присылаешь короткий метр, то соревнуешься с ребятами более-менее в своей весовой категории. Но если ты снимаешь большое кино – чаще всего ты представлен в одной группе с людьми с бОльшими бюджетами, пиарщиками и целым арсеналом средств. Кроме того, я столкнулся с тенденцией, что некоторыми фестивалями фильм просто игнорировался: я отправлял ссылку, получал отказ, а потом смотрел на YouTube, что они и минуты всей картины не посмотрели.
Когда фильм был уже практически готов, я показал его Анне Паленчук, это известный украинский продюсер. Ей очень понравилось кино, и она предложила подключиться к проекту и заняться его продвижением. Ей как знаменитому и крутому продюсеру открыто больше дверей, чем начинающему режиссеру, поэтому Анне удалось показать «2020 Безлюдну країну» отборщикам «Молодості». Они взяли его в новую международную программу «Форма», где собирается необычное, неформатное и экспериментальное кино. Это будет первый наш показ, но дальше мы планируем продолжить рассылку фильма и по другим фестивалям.
Читайте также: Украинский фильм "Штангист" получил Гран-при Варшавского кинофестиваля