Иногда люди, наделенные талантом, проявляются в обществе настолько ярко, что их творчество остается менее заметным. Именно так случилось с наследием нашей сегодняшней героини, Аллы Горской. О ней мы расскажем в спецпроекте о женском искусстве вместе с видеолекторием WiseCow.
Алла Горская родилась в Ялте в 1929 году, ее папа тогда работал директором киностудии. Детство прошло в Москве и Ленинграде, где она пережила блокаду и войну. Та самая война и отняла ее старшего брата Арсена.
В Украину Алла впервые попала в пятнадцать, когда отец получил должность директора Киевской киностудии. Семья Аллы поселилась в отличной квартире в центре, на Терещенковской. Из должности отца понятно, что жили они в достатке, принимали у себя дома партийную элиту и знаменитостей.
У юной Аллы была безоблачная жизнь - она окончила школу с золотой медалью и поступила в Киевский художественный институт. Первые работы Аллы успешно выставлялись на республиканских художественных выставках. Она влюбилась в одноклассника Виктора Зарецкого и вышла за него замуж, хоть матери зять не был по душе.
В шестидесятых годах Алла Горская вместе с Лесем Танюком, Василием Симоненко, Иваном Светличным и другими художниками организовала Клуб творческой молодежи «Современник», который стал центром украинской национальной жизни. Тогда же она сознательно перешла на украинский язык, который ей преподавали друзья, — сама Алла украинского не знала.
Однажды пожилой комендант Октябрьского дворца, где заседал Клуб творческой молодежи, ошеломил одного из участников новостью: до войны в здании была пыточная НКВД. Он даже показал, место бывших камер, где теперь был гардероб. При клубе, созданном на волне хрущевской «оттепели», организовали комиссию для сбора материалов о сталинских репрессиях. Алла Горская записалась в нее. Вместе с поэтом Василием Симоненко и режиссером Лесем Танюком они расспрашивали людей, которым удалось вернуться из ГУЛАГа.
Воспоминания очевидцев привели к Быковне, северо-восточному пригороду Киева. Когда Горская, Симоненко и Танюк приехали туда, они увидели идиллию: живописные холмы, трава, пасутся козы, мальчишки гоняют в футбол. Но когда они присмотрелись внимательнее, опешили от ужаса: вместо мяча дети играли с черепом. Дважды простреленным. Местный дедушка за рюмкой рассказал, как энкавэдэшники с лета 1936-го до начала войны хоронили здесь своих жертв. Алла расплакалась.
К 150-летию Тараса Шевченко ректорат Киевского национального университета заказал Алле Горской витраж «Шевченко. Мать». Эскизы уже были согласованы, Алла пригласила к исполнению других знакомых художников. Но ректорат университета был недоволен: а почему это у вас мать-Украина такая грустная? К какой еще мести призывает поэт? И почему Украина оказалась за решеткой? За тюремную решетку они приняли внутренние рамки, державшие части витража. Аллу вызвали в Союз художников. Упрекали за слова Шевченко, которыми был подписан уничтоженный витраж: «Возвеличу малих отих рабів німих! Я на сторожі коло їх поставлю Слово!» Эту формулировку секретарь собрания занесла в протокол. Присутствующие проголосовали за исключение Горской из Союза. Она поехала в Москву, чтобы добиться возобновления членства. Пока ездила, сотрудники госбезопасности установили в ее квартире прослушку, вмонтированную из комнаты соседей по коммуналке.
В 1968 году Алла Горская подписала коллективное письмо-протест на имя руководителей СССР — Леонида Брежнева, Алексея Косыгина и Николая Подгорного. В письме группа художников требовала остановить в СССР нарушение принципов социалистической демократии и норм социалистической законности. Газета «Правда» назвала это письмо антисоветским. От подписантов потребовали покаяния. Изо всей группы художников только Горская, Семикина и Севрук не сняли своих подписей. Их снова исключили из Союза художников. «Лучше, — написала Алла позже в письме, — быть похороненным на кладбище человеком убитым, чем вне кладбища — самоубийцей-предателем». Определенной защитой Аллы было то, что она вместе с группой художников исполняла в Донецке и Краснодоне монументальные художественные работы, которые считались важными и имели идеологический уклон. Например, панно в мемориальном комплексе «Молодая гвардия».
И все же Алле не удалось спастись. За ней следили, иногда демонстративно, ей угрожали неизвестные лица. В 1970 году ее убили в жилище свекра в Василькове, и самого свекра тоже не пожалели. Все очень быстро обставили как семейную драму: якобы сам свекор ее и убил, а потом с горя бросился под поезд.
Ее похороны на Берковецком кладбище в Киеве превратились в протест против коммунистического режима. В Украине распространялись страшные слухи об этой смерти, зарубежное радио подавало свои версии.
Известная и жестко оппозиционная общественно-политическая деятельность Аллы и ее трагическая смерть оставили «за бортом» ее творческое достояние. Десятки монументальных и живописных произведений, эскизов, портретов и мозаик сейчас разбросаны по всей Украине. Многие мозаики, созданные в Донецкой области, сейчас находятся в частной собственности — ветшают, осыпаются и ждут того, чтобы быть оцененными, как любое другое искусство.
Автор курса: Мариам Найем
Редактор: Лена Кушина