«Паркоммуна» – это сборник статей, который состоит из разделов «Критический взгляд», «Архивные материалы» и «История/Контекст», а завершают его «Приложения». В книгу вошли архивные материалы, раскрывающие предысторию создания сквота, и статьи, анализирующие выставочную деятельность его участников, – исследователи препарируют «Паркоммуну», рассматривая ее как феномен, и подают информацию в историческом срезе конца 1980-х – начала 1990-х годов.
Материал, посвященный важному явлению в культуре Украины начала 1990-х годов, является результатом работы команды Исследовательской платформы арт-центра в сотрудничестве с Александром Соловьевым, Тарасом Шульгой, Константином Дорошенко, дизайнером Аленой Соломадиной и рядом художников «Паркоммуны», а также итогом одноименной выставки под кураторством Татьяны Кочубинской и Ксении Малых, которая проходила в 2016–2017 гг. в PinchukArtCentre.
Помочь разобраться, почему важно не только приходить на выставки, посвященные отечественным художникам, но и интересоваться историей формирования современного искусства в Украине, согласились авторы книги.
Татьяна Кочубинская, куратор Исследовательской платформы PinchukArtCentre
Таня, почему для тебя и Исследовательской платформы арт-центра было важно сделать не только выставку, но и книгу?
Во-первых, я бы разграничивала подготовку книги и выставки, однако в этом случае это взаимосвязанные процессы. Если сравнить работы, представленные на выставке, и репродукции в книге, то мало что из них повторяется. Один из художников как раз сказал после открытия, что без наличия самых важных работ нам удалось передать дух времени, раскрыть само явление. Выставку я рассматриваю как рассказ, и рассказ в этом случае довольно-таки комплементарный, это рассказ не критичный. Эта выставка – рассказ об определенном явлении, рассказ субъективный, безусловно, как и любое выставочное высказывание. Но именно подготовка выставки позволила нам выявить мифы, связанные с «Паркоммуной». Например, идея андеграунда или протеста, противостояния системе.
Системы уже не было тогда, протест был запросом времени и молодости – всем причастным к «Паркоммуне» было на тот момент около 30 лет. Они как раз формировались в период распада СССР, полного отрыва, разрушения границ, эйфорической свободы, которые и были востребованы временем. Выставка имеет свои временные границы, а книга – это то, что остается. Книга уже создавалась после выставки. Было время, которое дало возможность осмыслить как саму выставку, так и явление. Если выставка – это история, то книга – это более критичное суждение о явлении и том времени.
Как ты думаешь, почему материалы в книге «Паркоммуна. Место. Сообщество. Явление» являются важными для украинской культуры и истории в целом?
В первую очередь хотелось бы отметить, что мы не являемся академической структурой, но, безусловно, базируемся на архивных материалах, документах, ведь созданию книги предшествовало двухгодичное исследование. Я думаю, что эта книга важна прежде всего для украинской истории искусства. Для меня это попытка зафиксировать, описать определенное явление. Ведь до сих пор во многом мы подпитываемся только лишь устными историями и мемуарами. Я считаю, что к 2018 году должны были быть уже написаны отдельные книги не только о «Паркоммуне», но и других явлениях. Только тщательное осмысление отдельных художественных феноменов может помочь составить общую картину искусства в Украине, не размежевывая на отдельные города, а попытавшись составить целостное впечатление, а потом задуматься, что это значит по отношению к мировым процессам.
Ксения Малых, куратор арт-центра Closer, менеджер Исследовательской платформы PinchukArtCentre
С какими сложностями ты столкнулась во время работы над выставкой и книгой?
История «Паркоммуны», как и многих других легендарных тусовок, базируется на мифах, слухах, сплетнях и домыслах. На этапе, когда мы собирали фактаж, это одновременно увлекало и усложняло попытки построить хоть сколько-нибудь линейный рассказ. И главная сложность – это не поверить в чью-нибудь версию, а выработать свою, основываясь на исследовании, т. е. на документах, свидетельствах и, самое главное, на самих работах.
На что начинающему исследователю украинского искусства стоит обратить внимание, посещая выставки современного отечественного искусства?
Во-первых, нужно читать тексты на выставке, если они есть. Ведь если они есть – в них заложен процент информации, без которой считывать выставку или отдельную работу корректно не получится. Обращайте внимание на медиум, который выбрал художник для своей работы, и пробуйте анализировать, почему именно этот. Также полезно представлять себе работу вне контекста определенной выставки, пространства или политической ситуации – это помогает проследить ход мыслей художника. В общем, нужно внимательно смотреть. Много.
Екатерина Яковленко, исследователь, Исследовательская платформа
Как, по твоему мнению, художники выше упомянутого сквота повлияли на искусство в Украине?
Вопрос о влиянии достаточно сложный, так как в первую очередь требует полного понимания и изучения всех процессов. Безусловно, «Паркоммуна» была ярким периодом, хоть и коротким, в украинском искусстве. Когда мы готовили книгу, открывали для себя новые имена художников, новые практики. Круг постоянно расширялся. Но даже это не позволяет мне говорить о том, каким было влияние художников «Паркоммуны» на культурную среду Киева и Украины. Явление просуществовало до 1993–1994 годов. Их поколение было сломом. С 1990-х начался совершенно новый этап, начал структурироваться и формироваться художественный рынок, правила игры между галеристами, кураторами и художниками. Поэтому я бы сказала, что на следующие поколения повлияла не столько «Паркоммуна», сколько миф о ней и время, в котором она развивалась.
Можно ли «Паркоммуну» как явление причислить к важным творческим союзам советского и постсоветского пространства?
Безусловно, на мой взгляд, стоит рассматривать «Паркоммуну» в контексте позднесоветского и постсоветского пространства наравне с другими явлениями, как, например, Фурманным переулком в Москве, в котором, к слову, также жили украинские художники. Я бы не употребляла слово «творческий союз», так как это скорее сообщество, которое состояло из отдельных единиц, а творческий союз предполагает нечто похожее на художественное объединение.
Константин Дорошенко, историк, арт-критик, куратор
В чем феноменальность объединения «Паркоммуна» для украинской культуры?
«Паркоммуна» стала прецедентом для своего времени, поскольку художники самовольно объединили художественные и бытовые практики фактически на условиях анархистской солидарности, без какой-либо официальной или идеологической подоплеки. Это был пример коллективной заявки на право жить по своим правилам, не с интеллигентской фигой в кармане, с которой советский представитель творческой профессии устраивал втихаря бардак в мастерской, выданной союзом художников. Время изменилось – и художники сквота одними из первых осмелились воплотить в жизнь сценарий богемной, неподконтрольной навязанным социальным нормам территории жизни творчества на руинах советского порядка.
«Паркоммуна» – это отдельное, независимое явление или следствие влияния позднего неофициального искусства и московского андеграунда?
Явлений, независимых от влияний, не существует. Разумеется, творческие поиски «Паркоммуны» были построены на деконструкции советского искусства и культурных клише, высмеивании и переосмыслении украинской академической школы, поисках того, что им бы противоречило, противостояло. Новизна здесь была в отсутствии шараханья в сторону авангарда, в обращении к допередвижническому искусству как одному из источников осмысления и взаимодействия. Также ощущалось желание диалога с художественным процессом, происходившим за «железным занавесом», информация о котором просачивалась отрывочно, через редкие западные издания и советские публикации, критиковавшие «кризис безобразия» визуального искусства США и Западной Европы. Характерно, что, как и советские критики, художники воспринимали в первую очередь живопись и графику, осознание практик инсталляции или перформанса пришло в Киев гораздо позднее. Львов здесь открылся быстрее.
Татьяна Жмурко, искусствовед, исследователь PinchukArtCentre, старший научный сотрудник Национального художественного музея Украины
Опираясь на свой опыт исследователя, на что в первую очередь ты обратила бы внимание читателя, изучающего историю современного искусства и творчество художников «Паркоммуны» в частности?
На мой взгляд, важно обращать внимание на причины возникновения тех или иных явлений в истории современного искусства. «Паркоммуна» была следствием распада СССР, и та «территория свободы», которую они создали и о которой так часто сегодня можно услышать, была скорее данью безразличия общества, занятого простым выживанием, к художникам, нежели являлась следствием борьбы с системой. И, конечно, важно обращать внимание на произведения искусства, вдумчивому зрителю они могут рассказать гораздо больше, чем все написанные слова.
Насколько подача материалов в книге доступна для понимания человеку, у которого нет специального образования?
Уверена, эта книга доступна для понимания каждому. Она может быть интересна специалистам, которые исследуют современное искусство, так как в ней сделана попытка искусствоведческого анализа работ и выставок, использованы архивные материалы. И в равной мере книга может быть интересна широкому кругу читателей, которые в ней могут найти просто увлекательные истории из жизни богемных художников: вечеринки, тусовки, перформансы.
Книгу можно приобрести по адресу: г. Киев, ул. Большая Васильковская/Бассейная, 1/3-2, PinchukArtCentre, 2-й этаж, книжный магазин Resident.