Спустя три месяца после премьеры нашумевшего социально-экзистенциального клипа Макса Барских «Сделай громче» большой режиссер маленького кино Алан Бадоев согласился рассказать мне о настоящей истории ангела с изумрудными волосами, которая так тронула зрителей. 20 миллионов просмотров клипа Барских на YouTube, мировое турне и высокие оценки критиков дорогого стоят! Разбираем феномен вместе с Аланом. По традиции – в киевском Пассаже.
Давайте начнем с первого кадра клипа «Сделай громче», с ангела-хранителя? Кто он?
Прежде всего, это аллюзия на книгу Бернарда Вербера. Сам клип очень мистический, и когда я его придумал, то позвонил Максу в Лос-Анджелес и сказал: «Ты знаешь, что-то произошло в нашем сотрудничестве, потому что если раньше я придумывал твои образы из головы и так, как этого требовало время, и менял тебя под эти образы, то в этот раз так не получилось». Я летел в самолете и думал о том, как придумать клип, максимально отображающий то состояние, которое Максим переживает внутри себя, и тот уровень общения с его публикой, который сейчас установился. За прошедшие два года я был поражен, когда видел на концертах, что происходит между Максом и его зрителем, слушателем. Я понимал, что они молчат с открытым ртом, слушая каждое его слово. По взмаху руки люди начинают кричать. Я накапливал эту магию, и когда начал придумывать клип, то думал, каким должен быть этот персонаж? Ведь в песне «Сделай громче», несмотря на то что она танцевальная, зашито огромное количество кодов и мотивирующих слоганов. И я думал, кто этот человек, который говорит все это. Конечно, можно было просто построить сюжет на красивом мальчике, который танцует, но это совсем другое. В какой-то момент я вспомнил книгу «Империя ангелов» и персонажа – ангела. Когда читаешь книгу, понимаешь, что это очень современный человек, современное существо. И я подумал: «Блин! Так сделай же громче!». Это ведь конкретный слоган из этой книги, когда нужно слышать себя, чтобы чего-то добиться. Если ты слышишь себя, это и есть подсказка твоего ангела. То есть ты говоришь через свое сердце, через свои внутренние ощущения с кем-то, кто хранит твою жизнь и направляет ее. И все! Клип сложился мгновенно! Я придумал историю до того, как самолет приземлился. В общем, создавалась она в небе и о небесном. И, конечно же, книга «Империя ангелов» натолкнула меня на то, какой образ должен примерить на себя Макс. Когда Максим услышал идею, он четко сказал: «Но ведь каждый артист для своего зрителя и есть ангел-хранитель». Каждый хороший артист. Ты просыпаешься утром, грустишь или веселишься, решаешь свои душевные проблемы с музыкой артиста, которого ты любишь. Разве это не тот камертон? Это можно назвать как угодно, но это, по сути, тот самый ангел, который хранит твое настроение.
Кто в таком случае ваш ангел?
Я человек, который все контролирует, но иногда мне кажется, что я заблуждаюсь. Я контролирую свою жизнь, людей и все события. Но когда накипает и наступает момент, когда ты все не успеваешь, когда работы так много и ты не можешь сделать правильный выбор – этот проект или другой, а они все на тебя обрушиваются, искушают и деньгами, и возможностью «выхлопа» и ты отпустить все и довериться мгновению, что бы оно расставило все так, как нужно. Мы можем называть это как угодно – ангел, энергия, внутренний голос, вселенная. Нечто призрачное само по себе выстраивает карту, по которой ты идешь дальше. Сейчас для меня это ценно, потому что в дни сумасшедшего отчаяния, когда не можешь найти себя, лучше отпустить ситуацию, и тогда оно обязательно тебя найдет.
Всегда уйдет что-то ненужное, и я к этому нормально отношусь. Нельзя выполнить все. Нужно все-таки оставить то, что будет для тебя максимально комфортно.
Вы никогда не ищете легких путей. Что было самым сложным на съемках «Сделай громче»?
Весь проект от начала до конца делался в невероятной, заряженной любовью атмосфере, а значит, все эти глобальные задачи были выполнены, хотя сложностей было предостаточно. Мы снимали четыре дня… Начнем с того, что был очень большой бюджет. Это большое и важное решение любого продюсера, а сейчас мы с Максом партнеры. Это наши с ним деньги.
Можете огласить бюджет?
Да, $160 тысяч. И это те деньги, которые мы с ним зарабатываем на двоих. В какой-то момент нужно было решиться на то, чтобы потратить их. И мы сделали это легко. Нужно было понять, что метро – это сложный стратегический объект, и снимать в нем можно не более пяти часов и только ночью. Это было невероятно сложно, но нам помогли работники метрополитена. Весь метрополитен нас встретил с улыбкой, и для меня это вообще знак новой Украины, потому что там действительно были молодые люди. Например, девушка, которая занимается пиаром, очень хочет, чтобы их метро было круто снято. Они стремятся помочь, и это потрясающее. Если бы метрополитен не захотел, чтобы это произошло, мы бы никогда не сняли и половины. Только вдумайтесь: мы полностью поменяли там все лампочки, чтобы они были одного цвета накала. Это было бы невозможно сделать, если бы сотрудники метрополитена не меняли эти лампочки для нас в течение всего рабочего дня.
Мы привыкли, что всегда есть какая-то номенклатура, но в этом случае нам открылись и помогли. Люди, балет, каждый человек внес свою лепту в то, чтобы эти большие задачи были выполнены. И это здорово!
Можно ли сказать, что сейчас мы наблюдаем взросление Макса Барских?
Да. И это круто, потому что ты об этом говоришь. На самом деле мы говорим в любом интервью, и я всегда подчеркиваю, что лично знаю Макса, как и его аудитория, с 17 лет. Сегодня этому артисту 28 лет. Он еще молод, но период с 17 до 28 – это огромные шаги. Конечно же, мы каждый раз от альбома к альбому выбираем тему. Тему, которая тревожит конкретно в этот момент. Так, первый альбом – это наивные сексуальные ощущения, какие-то эпатажные вещи. Тогда Макс был суперэпатажным подростком, не идущим на компромисс. Потом был второй, когда он понял, что нужно быть в каком-то формате. Это было его взросление, тинейджерство. Дальше альбом «По Фрейду», когда ребенок резко стал взрослым и вкусил славу, осознав, что за ней ничего нет. Абсолютная пустота. И это его сокрушило. Весь альбом – это дань той пустоте, которую он тогда чувствовал. Это была безысходность, после которой он бросил все и просто уехал в Америку. Тогда Макс не знал, будет ли он дальше петь, но, собрав все силы, он включился в работу над альбомом «Туманы». Он начал заряжать людей добром, танцем…
Сингл «Сделай громче» – это другой, новый Макс, который рефлексирует на свой личный опыт. Он не боится прислушаться к себе и полностью поменять свою жизнь: оставить лавры, успех, имя и просто ухать. Может быть, он поступил хорошо или плохо, но это неважно. Он уехал и искренне искал ответы во вселенной, а после этого осознал, что к нему действительно пришел настоящий успех.
«Сделай громче» – это месседж, в котором Макс говорит: «Ребята, я это сделал, и оно работает». Это настоящий новый этап. Когда молодой, но уже опытный человек делится со своими слушателями: «Поверьте мне, даже если кажется, что вас держат ремни, что у вас столько ответственности, столько обязанностей, но если вы хоть на мгновение почувствуете, что это не ваша жизнь, ее нужно менять. Сделайте это, и вы не пожалеете, потому что ваш успех будет еще больше». Максим целостно относится к каждому слову, которое он поет, а делать это в поп-музыке очень сложно и ответственно. Трек «Сделай громче» для меня – прежде всего, кораблик, который мы запустили, чтобы посмотреть, готовы ли люди это воспринять. И мы видим, что они готовы.
В клипе затрагивается тема буллинга. Героиня Тани Рубан страдает от насилия со стороны мужа и проецирует это на ребенка, также есть эпизод насилия в школе. Конечно, эти истории вне времени, но почему вы вспомнили о них?
Мне хотелось показать всевозможные моменты, в которых человеку могут помешать раскрыться. Это достаточно обычные моменты, на которые мы даже не обращаем внимания. Подумаешь, родители ссорятся при ребенке. Подумаешь, мальчика толкнули или кто-то где-то подрался. А почему это происходит и как это влияет на человека? Зажимает ли это его характер? И в моей школе это было и сейчас это есть. Это такие вечные темы, которые не то чтобы нужно педалировать, но на них точно нужно обращать внимание родителей, а подросткам нужно уметь с ними справляться… Вот даже то, как мы в этом клипе выстраиваем каждую мизансцену и ее финал, по большому счету мы же решали ее через финал мультипликации, потому что мне было необходимо достичь «выброса». В первой сцене мальчик танцевал перед родителями. Эта сцена о том, что, когда мои родители ругались, я все время громко пел. Я становился между ними и пел. Они начинали смеяться, а потом понимали, что делают неправильно. Здесь же мы наделили мальчика танцем. Вообще, танец проходит как выражение себя, как сверхсила. Сегодня танец очень популярен среди подростков, и если ты крутой в танце, то это так же, как быть крутым в футболе. Слава богу, это уже не значит, что ты гей. Каждый герой в нашем ролике проходит момент открытия себя. Вот почему для меня это было важным.
В последних кадрах мы видим пример высшей формы существования – самодостаточность. Что значит идея самодостаточности для вас?
По сути, я не закладывал эту мысль в сценарий клипа, потому что ангел – это не самодостаточная личность, а если ты самодостаточен, ты, безусловно, не над социумом, но еще ближе к своему внутреннему голосу.
Если говорить конкретно об этом кадре в конце, то эта сцена была очень длинной. Мы снимали большой эпизод, где должен был появиться еще один ангел – это второй Макс. Макс с Максом играют, они общаются, и один из них говорит: «А я хочу снова стать человеком, потому что люди проживают более интересные жизни». И вот мы снимаем, уже семь часов утра, и мне приходит в голову мысль, что это все неправильно. Что это все тавтология. Тогда я сказал команде: «Здесь должен быть момент медитации. Должна быть одна конкретная фраза и ничего больше». На меня все посмотрели, как на сумасшедшего, потому что мы потратили на эту сцену огромное количество времени и денег, и тут я говорю: «Мне нужна одна строчка и больше ничего!». И пока мы спускали технику и сами спускались по ступеням, мне пришла эта строчка. Я знаю, что он должен подумать: «Как ангел может получить наслаждение? Он может получить наслаждение в месте, где видит, как начинаются новые жизни. Это и есть самый невероятный дзен, который я больше взял из своей жизни, чем из жизни Макса. Почему, например, я общаюсь с огромным количеством молодежи? Все мои друзья – это люди от 18 до 25 лет, потому что иногда я люблю оставаться в стороне и наблюдать, о чем они говорят. Их мечты, мысли, стремления. И вот эта сцена для меня о том же, когда человек смотрит, как начинаются новые жизни.