«Моя дочка — это мой жизненно важный проект»: куратор Катерина Рай о том, каково это — быть работающей мамой

Интервью
21.08.2018
ТЕКСТ: Катерина Рай - куратор, искусствовед и радиоведущая
ПОДЕЛИТЬСЯ
Спойлер: довольно-таки просто.
ПОДЕЛИТЬСЯ

Должна признать, что мое отношение к детям сильно поменялось за последнее время. Раньше я и представить не могла, что захочу ребенка. Я без придыхания относилась к этим маленьким людям, нетерпимо реагировала на мамочек на отдыхе и на орущих малышей в магазине. Я та еще эгоистка, и мои родные стали побаиваться, что я вообще никогда не рожу. Побаиваться они стали к моим 25, а родила я в 31 и счастлива, что осознанно подошла к этому проекту. Да, я называю мое материнство именно проектом, потому что в этом процессе есть все составляющие: идея, стратегия, цели, задачи, результаты и так далее. И моя дочка — это мой жизненно важный проект.

Поначалу я боялась - не знала, что конкретно меня ждет впереди, как изменится моя жизнь, как я буду справляться с ребенком. Начала читать литературу, ходить на курсы для беременных, для того чтобы лучше понять, как в будущем вести себя в той или иной ситуации. Я четко знала, что не хочу уходить в декрет. Более того, я панически боялась того, что не смогу больше работать. Для меня не работать подобно смерти. Я не могу сидеть дома. Я начинаю «расползаться» и «расклеиваться», нудить, ныть, кряхтеть и становлюсь невыносимой. А ведь есть любимый муж, которого я бы съела, если бы ушла в этот пресловутый декрет. И поэтому, будучи беременной, я работала практически до самого роддома и планировала то, как я буду работать, когда появится малыш.

Я знала, что есть путь, который не обязывает сидеть дома, когда становишься мамой, понимала, что надо просто приспособиться, наловчиться и все получится. И самое главное — я не стремилась «встроить» ребенка в свой режим, я планировала эти режимы синхронизировать. Сначала, разумеется, думала о няне. Думала, что буду «покупать» несколько часов свободы в день и выныривать на встречи, радио или на выставку. Но когда появилась моя любимая София, я не то что няню, я в принципе к своему ребенку не могла подпустить людей — кроме ее папы, конечно. Как показала практика, самое главное для ребенка — быть рядом с мамой. И неважно, где, в какое время суток, в кафе, дома или на улице. Главное — с мамой. И поэтому строить свои планы всегда надо с поправкой на то, что вас двое. Но только с поправкой, а не с глобальными реформами. Работа над статьей

«Твоя жизнь изменится!», «она тебе больше не будет принадлежать!», «дети все меняют» — рассказывали все вокруг. Все эти разговоры приводили меня в уныние и панику. Не слушайте никого. Я старалась все пропускать мимо ушей. Да, моя жизнь изменилась, но в лучшую сторону. Она стала разнообразнее, ярче, более наполненной. Я счастлива, что рядом со мной этот теплый комочек. Я счастлива от того, что она растет, развивается, что она выбрала именно нас для того, чтобы мы привели ее сюда и показали этот мир. Инстинкт матери, пожалуй, самый сильный из всех, что я знаю.

Алексей Золотарев

Все вокруг искренне удивлялись, когда видели меня в рабочем строю. «Как, ты уже в процессе?! А сколько вам?» Мне не звонили и не предлагали никаких проектов, потому что я родила ребенка. Такое чувство, что я с тяжелой болезнью попала в больницу и прохожу реабилитацию. И так должно было, по мнению большинства, продолжаться еще пару лет. Но почему так? На мой взгляд, это очень мощный социальный рудимент. Так не может быть в 21 веке! Не в нашем обществе, которое мы называем прогрессивным. Женщина может работать и воспитывать маленьких детей одновременно. И это не потому, что у нее денег нет, просто она любит свою работу, ей важна социальная и творческая реализация и она хочет параллельно видеть, как растет и развивается ее ребенок. Я часто слышу от людей возраста моей мамы: «Я не помню о своих детях многое, не помню, как появился первый зуб, не помню, что она сказала, не помню, как пошла, — я была занята работой». Это неприятно. Я думаю, нечестно заставлять женщину выбирать между работой и отношениями с ребенком. Если она хочет одновременно и работать, и воспитывать детей, общество должно ей дать эту возможность.  

 Итоги Книжного Арсенала и

В быту все оказалось легче, чем я думала. Да, я долго отходила от родов, да, были недосыпания, гречневая диета, чтобы у ребенка меньше болел животик. Как и у всех, были страхи обрезать детенышу ноготки, искупать, одеть, вынести гулять, когда на улице —15, ведь она родилась в зимнее время. Но все это по большому счету мелочи. Сложнее оказалось менять себя. Свой характер. Становиться мягче, терпимее, спокойнее. Именно с появлением детей мы сами начинаем взрослеть, а это малоприятный процесс. Он требует жертв, к которым не все готовы.  

Я беру с собой малышку практически всюду, куда хожу. На рынок, в салон красоты, ресторан, встречу по работе, на день рождения к другу. Во-первых, малышам важно быть с мамой. Тогда они спокойнее, и договариваться с ними становится проще. А во-вторых, они так быстрее развиваются и социализируются: ребенку полезнее показывать жизнь не на ярких карточках, а наглядно. Мне куда больше нравится давать ей в руки овощи с прилавка, живые, еще в земле, чем объяснять, что вот это синее на картинке — это баклажан, а вот это круглое и красное — помидор. Софийка уже знает всех моих друзей и понимает, например, что мама на работе и нельзя кричать. Я уже неоднократно писала интервью, обсуждала что-то важное с партнерами, пока она сидела у меня на руках и разглядывала все вокруг.

 

Конечно, бывают моменты, когда договориться не удается. Например, когда у ребенка режутся зубы или болит живот. Но ведь если у вашего партнера что-то болит, встречу можно перенести, правда? Я воспринимаю своего ребенка как партнера, как личность, со своими ритмами, характером, настроением. Я стараюсь учесть ее пожелания, не расстраивать и поддерживать, и она отвечает мне взаимностью. 

Естественно, мне пришлось подкорректировать и структурировать график таким образом, чтобы ребенок имел возможность регулярно спать, есть и играть, чтобы он полноценно развивался и не травмировался. Но для этого необязательно не работать. Я выучила ее биоритмы — например, что она любит спать на данный момент времени с 10 до 11:30 утра, потом с 16:00 до 17:00, а засыпает вечером в 9-10 и спит до 6 утра. Вот эти часы я использую для того, чтобы писать тексты, думать, планировать и так далее. Ночью я тоже работаю, если что-то не успею днем. Знакомство с кураторами и закулисье выставки

У меня нет рядом мамы, бабушки или няни. Рядом только мой муж, который страхует меня в критических ситуациях, когда мне необходимо закончить какое-то дело и для этого требуется внеурочное время. Мы договорились, что у меня есть 2 часа времени в день, когда я концентрируюсь на работе, а они с Софией гуляют или спят. Я ему безмерно благодарна за это, а София счастлива, что папа рядом часто. Этот опыт для детей бесценный. Конечно, стоит отметить, что работать с ребенком возможно только в свободном графике, в офисе у меня вряд ли получилось бы сидеть.

Бывает и так, что я устаю или грущу, но стараюсь брать себя в руки и не ныть. Или ныть, но недолго. Ребенка не должно касаться ваше «устала», «тяжело», «я на тебя всю жизнь положила». Вы ведь сами сделали этот шаг, теперь у вас есть ответственность, и вы обязаны доводить проект до конца.

Я считаю себя счастливой мамой. У меня вообще такое чувство, что мой ребенок был всегда, но вот только 8 месяцев назад материализовался и теперь рядом, такой классный, нежный, тепленький. Надо стараться наслаждаться каждым днем, а не тратить его на ожидания, что станет легче. Легче от чего? От ребенка? Все вышесказанное касается исключительно меня, и это мой опыт, ведь все дети и ситуации очень разные. Я не ставлю себя в пример и не критикую никого, кто имеет другую точку зрения. Но знаю одно: каждый человек может корректировать свое отношение к жизни. 

 

Фото предоставлены героиней
Автор снимков - Mar Azul

ПОДЕЛИТЬСЯ
На сайте доступны аудиозаписи статей, подкасты и рекомендации стилистов в аудио-формате. Такие материалы отмечены соответствующим знаком(слева).