После окончания и оваций публики под титры рецензия возникла сама собой. «Человек на Луне» – приятно-шаблонный байопик с эталонно-простым голливудским парнем Райаном идеален для открытия. Помахав исполнителю главной роли рукой и получив в ответ от него воздушный поцелуй, мы направились в сторону отеля Excelsior Lido, ведь вечеринку открытия, где Moët разливают реками, никто не отменял. К слову, Excelsior стал легендарным с первого Фестиваля в 1932 году, который прошел на террасе его ресторана. Именно на его причале каждый год сходят на берег знаменитые гости и под возгласы публики и папарацци направляются в Sala Grande–зал премьер, а в главном ресторане отеля проходят ужины открытия и закрытия Фестиваля.
Грандиозный отель в мавританском стиле стоит памятником роскоши главного морского курорта XX века в ожидании, когда волны времени окончательно смоют прежний шик с острова Лидо.
Первый день мы закончили ночным Aperol Spritz в старинном баре Leone d'Oro, находящемся прямо у входа на красную дорожку. Последующие дни слились для нас в один длинный кинопросмотр с бокалом, сигаретой и лазаньей на завтрак.
Говорят, самые важные фильмы фестиваля показывают в первый дни, дальше можно со спокойной душой и холодным сердцем держать курс в сторону пляжа. В эти дни мы не могли не отметить фильм «Рим» Альфонсо Куарона («Оскар» в 2013 г. «Лучшая режиссура» за фильм «Гравитация»), спродюсированного Netflix. После того, как от подобных практик отказались в Каннах, Венеция сделала дальновидный ход в сторону кино от стримингового сервиса. В первые минуты фильма стало ясно, что перед нами – как минимум «Серебряный лев», а фильм полностью «написан» Куароном. Семейная сага, в которой есть все: дом, переполненный старой мебелью, мать, переживающая измены мужа, инфантильная бабушка, дети и конечно прислуга – не выдумана, а является рассказом о детстве самого режиссера. И у этой истории нет ни начала, ни конца. Все, происходящее на экране, можно охарактеризовать как настоящее авторское кино.
После был фильм «Фаворитка» греческого режиссера Йоргоса Лантимоса («Лобстер», «Убийство священного оленя»). В главных ролях – трио: Эмма Стоун, Рэйчел Вайс и Оливия Колман. Мы – вечно опаздывающий десант, минуя очереди на премьеру, которые, кажется, даже не двигались, – заметив опытным взглядом служебную дверь,влетели в нее и направились прямо на балкон, где сидят главные актеры и режиссер фильма с приглашенными гостями. Поскольку фильм уже начался, и времени на поиск свободных мест у нас не было, пришлось сесть, как позже оказалось, с Бенедиктом Камбербэтчем, которого на премьеру фильма пригласила его подруга – Оливия Колман. Теперь мы знаем, что Бенедикт смотрит кино в очках и, наверно, страдает близорукостью. К слову, все реплики Колман говорила с таким невообразимым Posh English Accent, что казалось, не только Эмма Стоун, а и остальные актеры – чистой воды американцы. Фильм, снятый в полюбившейся кинематографистам резиденции Хэтфилд-хаус, больше был похож на костюмированную комедию о том, как угодить неприхотливой в досуге королеве. После фильма мы с актерами направились на террасу отеля Excelsior, на вечерний коктейль. Оливия Колман и Бенедикт Камбербэтч с компанией заняли отдельный стол, и актер, размахивая перед друзьями своим носком, возможно, рассказывал им английский анекдот, а может быть, просто жаловался на неудобную лакированную обувь. Мы, тем временем, как заметила Карина, смеясь и обсуждая свои планы на завтрашний день, привлекли внимание актера Николаса Холта, исполнившего роль графа Оксфорда. Но дальше взаимных кивков мы с Николасом не продвинулись, возможно, его напугала наша русская речь. Как сказал мой друг Никита: «Он подумал, что мы русские, а все русские очень богаты, но очень опасны».
Дальше была премьера фильма Брэдли Купера «Звезда родилась» с Леди Гагой в роли родившейся звезды. Это был режиссерский дебют Купера, что сильно настораживало. Но ажиотаж, поднятый вокруг приезда Леди Гаги на фестиваль, тянул нас в Sala Grande. Если до ее приезда нас смущала очередь в зал, и мы пользовались служебным входом, то в этот раз толпа людей заставила нас принять более радикальные действия. Обходя Sala Grande и очереди гостей перемешанных с фанатами певицы, мы немного ошиблись дверью. Она привела нас к служебной лестнице, которая, как нам казалось, должна была вести прямо на балкон, где сядет Леди Гага с Брэдли Купером и другие важные и не очень гости. Но лестница неожиданно направила нас на крышу Sala Grande. Мы удивились, но решили прогуляться, раз уж появилась такая возможность. Пожалуй, мы – единственные гости Венецианского фестиваля, которые побывали на крыше главного зала. После этой прогулки мы вышли обратно на улицу и вошли в другую, уже правильную дверь, из которой Леди Гага и Купер будут после фильма выходить к машинам. Нам, как опоздавшим на премьеру, достались самые неудобные места. Мне – первый ряд и крайнее место: фильм удобно не посмотришь, зато есть куда девать ноги. Нужно сказать, что так – развалившись в кресле, вытянув ноги вперед и в полудреме – не позволял себе смотреть фильм, наверное, ни один гость. Но, к сожалению, усталость брала свое. Кстати, Леди Гага, в нежно-розовом платье от Valentino, смотрела свой фильм, склонив голову на плечо Брэдли, а за два места от них сидела жена Купера, Ирина Шейк. Позади певицы и режиссера разместился целый пул дизайнеров: шумная Донателла Версаче, Валентино Гаравани и Пьерпаоло Пиччоли.
На середине показа фильм неожиданно прервался из-за страшной грозы на незапланированный антракт. Итальянский женский голос объявил, что вскоре технические проблемы будут устранены, а гости партера, подумав, что певица скучает в компании режиссера, начали оказывать Леди Гаге всяческие знаки внимания. Кому-то певица отвечала воздушными поцелуями, а кому-то приветливо взмахивала рукой. Когда все поняли, что фильм даже не собираются запускать, кто-то из зала (наверное, важный человек) выкрикнул: «Sing please, Gaga!», что тут же подхватил весь партер и неугомонная Донателла на балконе. Но певица и новорожденная актриса лишний раз не работает. Сорвав самые громкие овации, Леди Гага встала со своего места, чтобы публике было удобно снять сторис, и поблагодарила всех пришедших на премьеру. Свет погас, а на экран снова дали картину о рождении звезды. Весь фильм она была уж слишком похожа на Джамалу. Несмотря ни на что дебют Купера очень тяжело назвать даже блином, скорее, это просто ком, который с Венецианского фестиваля сразу покатился в сторону кинофестиваля в Торонто начинать оскаровский год.
На следующий день, сидя на пресс-конференции фильма Suspiria Луки Гуаданьино – ремейка фильма ужасов Дарио Ардженто – мы узнали, что когда-то, еще ребенком, Гуаданьино постучался в окно ресторана, где обедал Ардженто. Взрослые посоветовали маленькому Луке обязательно познакомиться с этим знаменитым режиссером, что он и попытался сделать. Еще на пресс-конференции американский журналист спросил Тильду Суинтон, каково ей было играть сразу две роли – доктора Клемперера и мадам Бланк. Актриса не поняла вопроса и попросила журналиста его повторить. После этого Тильда ответила, что он ошибается – она исполнила роль мадам Бланк, а не доктора-психиатра. Весь пул журналистов и актерский состав дружно посмеялись, а американец, недовольный ответом, сел на свое место. Все, конечно, понимали, что Тильда, под маской и слоем грима, исполнила не две, а даже три роли в фильме. Suspiria Луки Гуаданьино сложнее, чем работа Ардженто. Ремейк обогнал хронометраж оригинала на час, и порой не совсем было понятно, зачем? Кажется, режиссер смог «засунуть» в этот хоррор с нехитрым сценарием «незасовываемые» элементы.
После мы дали себе волю и решили до следующей премьеры возвратиться в Венецию, чтобы прогуляться по городу и зайти в Harry’s Bar, где когда-то его владелец Джузеппе Чиприани придумал персиковый коктейль «Беллини» и карпаччо. После знаменитого бара, в котором было не протолкнуться, мы, по совету нашей подруги Муси, завернули в бар отеля Bauer, с террасы которого открывается вид на Гранд-канал. Войдя в просторный холл, мы повернули к ней, но сотрудник охраны направил нас к другому выходу из бара, где наша четверка неожиданно столкнулась с толпой гостей pre-party премьеры фильма Suspiria. Встретившись у входа с другом по Неделям моды – Дереком Бласбергом – и с самим Лукой, мы поняли, что охранник в нас не ошибся, а Муся была права, что с террасы отеля, и правда, открывается замечательный вид на Гранд-канал и базилику Санта-Мария-делла-Салюте. После часовой подготовки с Veuve Clicquot, которая уже лилась из ушей, к премьере, гости направились в сторону отельного причала, где их ждали водные такси. В голове промелькнула мысль, что мы можем сэкономить время и отплыть вместе с командой фильма и их гостями. Быстро сориентировавшись, что не нужно стоять в очереди, а можно сформировать свою, мы перешли на соседний понтон, где нас уже ждал такой же догадливый Дерек со своим парнем Ником. Они мило держали для нас такси, но, увидев какую мы привели за собой толпу, быстро прыгнули на борт и Бласберг, помахав нам рукой, сказал: «Excuse me!».
На пути к Лидо, в такси, мы познакомились с пожилым джентльменом, сопровождавшим даму в нарядном синем комбинезоне. Позже, когда мы выходили из лодки на причале отеля Excelsior, где нас уже ожидали фотографы, мы услышали, что наш новый знакомый сказал этой даме, как мы поняли, – жене: «Ты выходишь первая, потому что ты играла в фильме». Дама оказалась исполнительницей роли второго плана, просто одной из старых ведьм – преподавательниц хореографической школы мадам Бланк.
После просмотра фильма Suspiria и непродолжительных аплодисментов был только один вопрос: «Зачем?», на который нам так никто и не дал ответ. В холле Sala Grande мы встретили нашу новую знакомую – актрису и решили снова проследовать за ней на причал. А вдруг подкинут обратно до отеля? Учитывая то, что жили мы в пяти минутах от Bauer Palazzo. К сожалению, в такси может сесть только 10 пассажиров и, разлученный со своей командой, я уплыл с какими-то не известными мне представителями золотой молодежи Италии. У меня было полчаса, чтобы, без энтузиазма отвечая на вопросы попутчиков: «Как вам фильм?», подумать о том, что я действительно думаю о картине. И мне показалось, насколько я знаком с творчеством Луки Гуаданьино, что лучше бы он снял ремейк «Смерть в Венеции».
Когда такси подплыло к причалу, уже вовсю шел сильный дождь, охранник открыл надо мной зонт и показал дорогу. Где-то в этих венецианских потемках я узнал, что мы причалили к консерватории. У больших кованых ворот, подсвеченных красными софитами, я встретил своих друзей, стоящих под такими же брендированными зонтами отеля Bauer Palazzo. «Кажется, нас привезли на ужин в честь премьеры», – сказала Муся.
Продолжение следует...