Первый короткометражный фильм Тони Ноябревой "День независимости" в 2012 году был отмечен на ОМКФ и фестивале "Молодость". А этим летом за свою дебютную работу "Герой моего времени" она получила приз за режиссуру в рамках национальной программы Одесского международного кинофестиваля. На большие экраны картина выходит 20 сентября.
Тоня, какие ощущения накануне старта проката вашего дебютного фильма?
Мне очень приятно, что фильм выходит в прокат и его увидит зритель, но я не присутствую на каждом сеансе и не получаю удовольствие от того, как я талантливо сняла фильм и как зритель чудесно реагирует на шутки. Поэтому мне просто будет приятно, если мой фильм найдет отклик в сердцах зрителей.
Украинские зрители ждут отечественное кино, но в то же время пока не сильно ему доверяют. Как вы считаете, почему они должны прийти в кинотеатр и посмотреть именно ваш фильм?
Я скажу так: если вам не понравится, то я верну деньги! Этот фильм точно не станет разочарованием, когда выходишь из кинотеатра и думаешь: "Лучше бы эти два часа я потратил на что-то другое". Кстати, мой фильм идет всего час семнадцать минут. Он может либо понравиться, либо оставить ровное впечатление, но то, что это не будет разочарованием, я гарантирую.
С какими проблемами вы столкнулись во время создания первого большого метра?
Вы не можете себе представить, с какими внутренними трудностями я сталкиваюсь, как себя распинаю и занимаюсь самоуничижением, но это моя жизнь, мои рефлексии. А главная проблема киноиндустрии – нехватка профессионалов. Более-менее богат профессионалами наш операторский цех, но на этом ставим точку. Звук, свет, грим, администраторы, монтажеры, реквизиторы – считаные люди, которых можно назвать профессионалами. Это, конечно, из-за неразвитости индустрии, отсутствия конкуренции, от развращенности, когда работает принцип "и так сойдет, никто этого не заметит". Я перфекционист, у меня каждая ниточка должна быть только такой, какая мне нужна, это не самодурство и не авторитаризм. Да, мне приходилось менять людей на съемочной площадке, но я уверена, что если есть слаженная команда, дисциплина и внутренняя организованность, когда ты проверяешь все стропы, перед тем как прыгнуть с парашютом (потому что съемки – это прыжок с парашютом), то тогда все работает правильно. Я вынесла какие-то уроки, но все равно это был процесс, который глобально проходил в любви и счастье, мне никто не помешал ни на каком этапе. Поэтому я несу полную ответственность за каждую секунду экранного времени.
Пальто – BOBKOVA
Какой вы режиссер? Как вы работаете с актерами, особенно если учесть, что выбираете непрофессионалов?
Есть такая вещь, как свежесть и чистота восприятия. Когда зритель не смотрит на актера, который сыграл пятьсот ролей, а видит его первый раз, ему не приходится преодолевать свои стереотипы о нем. Непрофессионалы невероятно естественны, они не должны ничего играть, тебе нужно просто правильно выбрать человека. Либо это тот человек, либо не тот – и я продолжаю искать дальше. Безусловно, с ними бывают форс-мажоры, у них нет профессиональной памяти, может не быть настроения, это большой риск, но я готова рисковать.
Я знаю, что одним из этапов поиска актеров был большой народный кастинг…
В главных ролях снялись мои одногруппники, как и я, режиссеры по образованию. На народном кастинге мы нашли двоих, а могли и никого не найти. У меня вообще легкая рука: недавно мне написала девушка, сыгравшая одну из главных ролей (мы ее как раз нашли на этом отборе), что сейчас она снимается в фильмах и сериалах. Но сколько было еще кастингов, на которые мы ходили... Я искала своих героев повсюду.
Вы долго работали на телевидении и, до того как снять первый короткометражный фильм, создали несколько
клипов. Как произошел ваш переход к кино?
Я, конечно, с детства репетирую оскаровскую речь и беру сама у себя интервью, на этом этапе мысль о кино в моей голове и поселилась, но это зрело долго. Я всегда говорю тем, кто собирается заняться творческой профессией: если можете не идти – не идите. Это очень зависимая профессия. Ты все время заложник обстоятельств, и у тебя нет никакой уверенности в завтрашнем дне. Это просто мой способ коммуникации с миром. Мне неинтересна рутина, я от нее всячески бегу, поскольку телевидение, если ты не делаешь какие-то большие проекты, превращается в консервный завод – вы запустили проект, а дальше штампуете по накатанной. Но я случайно попала на площадку, когда мой отец снимал фильм "13 месяцев", и там увидела эту атмосферу, артистов, камеру с пленкой. Это была совершенная магия, братство людей, которые становятся роднее, чем семья.
Вашу дебютную короткометражку "День независимости" снимал один из лучших украинских операторов Сергей Михальчук, который на тот момент работал с Олесем Саниным и Валерием Тодоровским и уже получил приз в Сан-Себастьяне. Как вам удалось заманить его?
На самом деле я заманила его еще на съемки своего первого клипа для "Скрябина". Не стану рассказывать, почему накануне съемок я оказалась без оператора, но я люблю выход из зоны комфорта, когда кажется, что все пропало. Поэтому я просто села, набрала в поисковике "Лучший оператор Украины", в интернете нашла номер Сергея, набрала его и сказала: "Я Тоня Ноябрева, я хочу с вами работать". Через 20 минут он был у меня дома, так я с ним познакомилась.
Тот первый клип "Квінти" памятен еще и тем, что в главной роли вы сняли Юрия Бардаша, ныне известного продюсера и участника супермодной группы "Грибы". Вы с ним вспоминаете эту работу?
Он мне, кстати, недавно писал в соцсети в душевном порыве около шести утра, раньше мы больше общались, а сейчас у нас скорее формальные отношения. А если говорить о Михальчуке, то на моей дебютной короткометражке он, как и все, работал бесплатно, да еще и привез свою технику. Если бы не было Сергея Михальчука, я убеждена, что меня как режиссера, наверное, не было бы. Это мой первый учитель, соавтор и человек, которому я буду всю жизнь благодарна за то, что он настолько оказался отзывчив ко мне.
Чем вы живете между съемками?
Готовлю к запуску новый фильм, уже есть версия сценария, с которой еще предстоит серьезная работа. Я боюсь безвременного простоя, но не тешу себя иллюзиями, что могу быть только кинорежиссером. Сейчас я собираюсь мощно ворваться на рекламный рынок, мне интересна малая форма, и кажется, что эта ниша в Украине требует свежего взгляда, немного безумия и креатива. Во мне этого много, и я могу здесь себя применить.
А вы рассматриваете вариант, что можете отдать свой сценарий другому режиссеру?
Да, сейчас я вернулась к сценарию, который писала много лет назад. Но я понимаю, что это высокобюджетный байопик, спортивная драма, технологически сложное кино, которое я, зная свои сильные и слабые стороны, не потяну. Хочу отдать его в хорошие руки, чтобы проект получил свое рождение и жил дальше.
Что вас вдохновляет? Что дает вам энергию?
Это, например, еда и ее приготовление. Пробовать что-то новое – это удовольствие и впечатление, за полторы минуты ты можешь сделать шедевр. Мое детство прошло в Одессе, там культ еды: вы живете для того, чтобы есть, сегодня придумываете, что будете есть завтра, на каком базаре какие продукты будете покупать. В семье всегда готовили, это часть моей ДНК, меня это вдохновляет, я бы с удовольствием поехала в гастрономическое путешествие, это впечатление и форма ежедневного творчества. И немаловажный момент – с кем-то этим поделиться: я обожаю гостей, каждую неделю у меня собираются огромные компании, мы много едим, выпиваем, смеемся, это такая форма гедонизма. Конечно, это нельзя делать часто, но это доставляет мне удовольствие. Как и художественные впечатления: для меня нет ничего круче человеческого таланта, когда я вижу поразительный фильм, картину, танец – это меня вдохновляет и дает энергию.
Фотограф: Роман Пашковский
Стилист: Аня Гончарова
Волосы: Люда Агаханова
Макияж: Наташа Васильева
Продюсер: Диана Мельникова
Ассистент стилиста: Анастасия Яценко
Смотрите также: Последние дни лета: Новая съемка L'Officiel Online