Датский режиссер Ларс фон Триер — крайне неоднозначный персонаж. Картины постановщика обычно делят журналистов на два полярных лагеря, сам он позволяет себе эпатажные высказывания, иногда доходя до выражения симпатий Гитлеру (за это режиссеру запретили посещать Канны). В 2018 году фон Триера простили, а его новый фильм "Дом, который построил Джек" опять напоминает об эксцентрической природе творчества режиссера. Мало кто в кругах масового зрителя знает, что 23 года назад он взял на себя сложнейшую ношу — возродить кино в его первоначальном виде, создав течение "Догма-95".
Несмотря на то что свой первый полнометражный фильм “Элемент преступления“ Ларс выпустил в 1984 году, первое десятилетие карьеры он был известен только в фестивальных кругах. Критики хвалили его трилогию “Е“, но массовый зритель не слишком интересовался сложными и тяжелыми картинами режиссера. Все изменил сериал "Королевство". Вдохновившись “Твин Пиксом“ Дэвида Линча, фон Триер снял восемь серий мрачного шоу о нейрохирургическом отделении Королевского госпиталя Копенгагена.
Сериал оказался популярным и в Европе, и в США. Стивен Кинг был настолько поражен работой Ларса, что написал сценарий для ремейка, который получил название “Королевский госпиталь“ и вышел на канале ABC.
Шоу было интересным с технической точки зрения — фон Триер снимал его только на ручную камеру, не использовал искусственное освещение и не ориентировался на традиционные правила монтажа. Такой натуралистичный подход к кинематографу быстро обрел популярность среди кинематографистов. В результате Ларс вместе с другом Томасом Винтербергом сформулировали манифест, который назвали “Догма-95“ и представили 20 марта 1995 года в Париже, на праздновании столетия кино.
Документ, зачитанный фон Триером со сцены, провозглашал сопротивление новым веяниям киноискусства с большими бюджетами и звездами, акцентируясь на максимально документальной подаче материала. По словам создателей течения, они пытались систематизировать создание авангардных лент:
Чем более доступным становится средство массовой коммуникации, тем более важную роль играет его авангард. Неслучайно термин "авангард" имеет военную коннотацию. Дисциплина — вот наш ответ; надо одеть наши фильмы в униформу, потому что индивидуальный фильм — фильм упадочный по определению!
“Догма-95“ выступает против индивидуального фильма, выдвигая набор неоспоримых правил, известных как обет целомудрия.
Центральными аспектами “Догмы“ было выступление против авторского кино и иллюзорности картинки, которую создает современное киноискусство. Фон Триер и Винтерберг утверждали, что из-за этого фильмы превращаются в поверхностные творения, не желающие раскрывать глубину и сложность персонажей. Режиссеры сформировали десять правил, которым должен был следовать любой постановщик, примкнувший к движению:
— Съёмки должны происходить на натуре. Нельзя использовать реквизит и декорации (если для фильма необходим специальный реквизит, съёмки должны происходить там, где этот реквизит изначально находится).
— Музыкальное сопровождение не должно идти отдельно от изображения, или наоборот (музыка не может звучать в фильме, если она реально не звучит в снимаемой сцене).
— Камера должна быть ручной. Любое движение или неподвижность диктуются только возможностями человеческой руки (фильм не может происходить там, где установлена камера; наоборот, съёмка должна происходить там, где разворачивается фильм).
— Фильм должен быть цветным. Специальное освещение не разрешается (если для съёмок слишком мало света, одна лампа может быть прикреплена к камере, в противном же случае сцена должна быть вырезана).
— Оптические эффекты и фильтры запрещены.
— Фильм не должен содержать мнимого действия (убийства, стрельба и тому подобное не могут быть частью фильма).
— Сюжеты, где действие происходит в другую эпоху или в другой стране, запрещены (действие должно происходить здесь и сейчас).
— Жанровое кино запрещено.
— Формат фильма должен быть 35 мм.
— Имя режиссёра не должно фигурировать в титрах.
Судя по всему, идеей фон Триера и Винтерберга было избавиться от любого художественного влияния на суть фильма, кроме сценария, который тоже был ограничен множеством рамок. По сути, это была радикализация первых идей французской "новой волны".
Ларс фон Триер как основатель и самый известный подписант "Догмы-95" должен был выступать главным евангелистом течения, пропагандируя его в киномире. Правда, все пошло не по плану.
Сразу после объявления манифеста режиссер снял картину "Рассекая волны", которая имела огромный успех и получила приз жюри на Каннском кинофестивале. Правил "Догмы" во время съемок фон Триер не слишком придерживался и подписал фильм собственным именем, что идет вразрез с “обетом“. Исправился он только спустя два года, сняв по канонам собственного течения картину "Идиоты".
Каннский кинофестиваль 1998 года стал пиком "Догмы-95" — в основной программе были сразу два фильма этого направления: "Идиоты" фон Триера и "Торжество" Винтерберга. Последний даже получил награду жюри, что только подталкивало начинающих режиссеров к постулатам нового веяния.
К сожалению, фон Триер быстро потерял интерес к манифесту и его идеям. Режиссер пересмотрел свои взгляды и уже в 2000 году снял ленту со всеми технологическими удобствами и пригласил звезду на главную роль. Речь о “Танцующей в темноте“, где главную роль сыграла Бьорк. Лента получила всеобщее одобрение, удостоилась “Золотой пальмовой ветви“ и номинировалась на “Оскар“ в категории “Лучшая песня“. Всегда падкий на внимание к себе, фон Триер сменил приоритеты, оставив “Догму“ в прошлом.
“Догвиль“, “Меланхолия“, “Антихрист“, “Нимфоманка“, “Дом, который построил Джек“ — с каждым фильмом режиссер все дальше уходил от своего детища, поддаваясь желанию эпатировать публику. Никого не удивит, если Ларс когда-то признается, что его собственное авангардистское направление было не более чем эксцентричным ходом ради собственной выгоды. Все же нет большего любителя иллюзий, чем фон Триер. И ни за какими манифестами этот факт не спрятать.
По принципам движения “Догмы“ были сняты 35 картин, многие из которых были отмечены на фестивалях категории А. Несмотря на то что идеи натуралистичной съемки пришлись по вкусу многим режиссерам, последняя лента была снята в 2004 году. Технологические новшества предлагали авторам куда большие возможности, чем ручная камера и минималистичные эффекты, а отказ от принципов основателей движения только подчеркивал его бесперспективность. Но для любителей кино “Догма-95“ навсегда останется островком радикального реализма в эпоху спецэффектов.
Читайте также: Что смотреть в кино: 5 премьер декабря