Итальянского режиссера Паоло Соррентино любят все фанаты артхауса. На его счету не так много картин — всего 9, снятых начиная с 2001 года. Широкую известность постановщику принесла лента “Великая красота“, которую многие называли современным ответом “Сладкой жизни“ Феллини. Для массового зрителя Соррентино ассоциируется с Ватиканом и Джудом Лоу — все из-за сериала “Молодой Папа“.
Перед украинской премьерой новой картины режиссера, “Сильвио и другие“ (в оригинале — Loro), рассказываем о простых истинах, которыми он руководствуется в своей работе.
— В кино нет ничего сложного. По словам Соррентино, в отличие от других видов искусства, кинематограф не требует никаких специфичных знаний, умений или сложных вычислений. Нужна лишь камера и история, которую хочется рассказать. Возможно, именно поэтому итальянец и не задержался в должности помощника режиссера — сидеть на второстепенных ролях ему казалось неинтересным. Нелюбовь к усложнению заметна в стиле Паоло. Он не любит применять CGI в фильмах и всячески избегает любых эффектов, кроме грима.
Подобный подход отображается и на жизни режиссера. Он подчеркивает, что занимается фильмом исключительно на съемках, а дома у него есть дела важнее — жена и дети.
— Писать всегда интереснее. Соррентино редко работает с чужими сценариями и открыто говорит, что работать над книгами ему нравится куда больше, чем снимать кино. Работа на съемочной площадке, общение с людьми и бюджеты — все это слишком утомительно, признается режиссер. Куда проще сесть за книгу. Паоло издал уже два романа — “Все правы” в 2011 году и Gli aspetti irrilevanti в 2016 году. Удивительно, как он умудряется с такой скоростью писать, — все же над сценариями он тоже работает сам, даже если это касается сериалов.
— Новые форматы — это всегда хорошо. Несмотря на консерватизм в вопросе компьютерной графики, Соррентино никогда не отказывается от возможности сделать что-то новое. После “Великой красоты“ он быстро вышел за рамки Италии, начав работать с голливудскими звездами. Дальше было создание сериала “Молодой Папа“ для каналов Sky и HBO, первые две серии которого показали в Каннах. Новый фильм Паоло “Лоро“ изначально был снят в формате двухсерийного 200-минутного эпика, а позже был перемонтирован для проката.
Режиссер любит экспериментировать и с формой произведений. Так, его биографический фильм “Изумительный“ о премьер-министре Италии Джулио Андреотти превратился в рок-оперу, а продолжение “Молодого Папы“ эволюционировало в абсолютно новый сериал “Новый Папа“ с замахом на мультивселенную Ватикана. К слову, новая картина “Лоро“, которая рассказывает о жизни Сильвио Берлускони, тоже совсем не похожа на привычный байопик.
— Поэзия есть во всем. Фильмы Соррентино рассказывают о волнующих его темах, через героев режиссер и сценарист передает собственные мысли, а окружающие пейзажи часто становятся важной частью идеи. Визуально доскональный стиль постановщика только подчеркивает поэтичность, трагичность и комичность жизни. Паоло никогда не тратит кадры зря — любой элемент его фильма, от костюмов до титров, рассказывает важную для него историю. Несмотря на вычурный реализм, Соррентино редко черпает вдохновение из реальной жизни, скорее воплощая фантазии и создавая свой собственный идеальный мир. Наверное, именно поэтому ленты режиссера так вовлекают зрителей.
Читайте также: "Догма-95": Как Ларс фон Триер основал отдельное направление в кинематографе