Мода всегда была тесно связана с сексом и фетишизмом, а её лучшие представители, от Александра Маккуина до Тьери Мюглера, то и дело экспериментировали с главными атрибутами чувственности: кожей, резиной и различными видами бондажей. На показе осенне-зимней коллекции Джанни Версаче 1992 года супермодели Наоми Кэмпбелл, Синди Кроуфорд и Кристи Тарлингтон ходили затянутыми в кожаные наряды, в опоясывающих и сковывающих грудь топах, в ошейниках и на острых шпильках, а сама коллекция неоднозначно называлась Miss S&M. Костюмы коллекции напоминали наряды участников квир-сообществ — представителей сексуальных меньшинств, живущих вне гендерных рамок.
В те времена сексуальность ещё продолжала базироваться на традиционных социально обусловленных постулатах и вместе с тем люди, имеющие точку зрения и образ жизни, отличные от традиционных, всё чаще проявляли желание быть услышанными и принятыми в обществе, так что показ Джанни Версаче и другие подобные события, например показы Александра Маккуина позже, стали своего рода акциями поддержки сексуальных меньшинств, а мода превратилась в площадку для реализации и легитимизации нестандартной чувственности, эксплуатируя провокационные идеи сексуальности.
Сегодня, в эпоху острого резонанса тем насилия, домогательств и подчинения воли человека другим человеком, тема сексуальности становится одной из главных в ряде социально-общественных вопросов, и проблема представителей ЛГБТ-сообщества, которая, казалось бы, должна была исчерпать себя в стремительном развитии общества в последние годы, оказалась не менее актуальной, чем в 90-е, только теперь рассматривается не как отдельное явление, а в качестве неотъемлемой сферы жизни социума. Секс из выразительного художественного приёма снова превращается в инструмент выражения идей. И одной из главных мыслей является мысль о свободной и осознанной сексуальности, на которую каждый имеет право, не рискуя стать объектом насилия, надругательства, насмешек или пересудов.
Донателла Версаче подчинила БДСМ-эстетике коллекцию осень-зима 2019, реанимировав до этого культовое платье Элизабет Херли с золотыми булавками в Pre-Fall-коллекции. Мужская коллекция Versace, представленная в январе, также носила ярко выраженный сексуальный характер: на мужчинах-моделях были футболки с принтом в виде харнессов, виниловые блестящие макинтоши и импровизированные зажимы для сосков.
Versace FW 2019
Сексуальность — это нормально, естественно и красиво, а человек, открыто демонстрирующий свою сексуальность, — не извращенное и нарывающееся на неприятности существо, а индивид, обладающий всеми правами и привилегиями для самовыражения, — такому замыслу последовали не только в доме Versace: в весенней и осенне-зимней коллекциях Givenchy преобладают строгие, "затянутые" силуэты, контрастные цветовые сочетания, усиливающие острый эффект, кожаные и виниловые вещи, у Y/Project шеи моделей украшали колье из переплетенных человеческих тел, а по подиуму у Gucci ходили мужчины и женщины в латексных масках, кожаных бондажах и шипованных шарфах, обёрнутых вокруг тела.
Givenchy SS 2019, Y/Project FW 2019, Gucci FW 2019
В кутюрной коллекции Givenchy под платья из винила с напылением узора — имитации гипюра были надеты латексные топы-перевязи лондонского бренда Atsuko Kudo, а на платьях из коллекции Christopher Kane осень-зима 2019 отчетливо были видны принты в виде резиновых перчаток, расположенные на уровне груди, и надпись The Rubberist. А вот на показе весенней коллекции Thom Browne девушки выходили в зашнурованных масках, с золотыми наклейками на губах и связанными множеством слоёв вещей — такой ход был воспринят критиками неоднозначно. В новом сезоне дизайнеры, похоже, выучили урок Тома Брауна и показали женственность доминирующей и властной.
Givenchy Couture 2019, Gucci FW 2019, Christopher Kane FW 2019
В подтверждение идей о свободной и неограниченной сексуальности свои заявления сделали не только модные дома, но и знаменитости. После того как в прошлом году главный актёр "Хорошего мальчика" Тимоти Шаламе посетил "Золотой глобус" в костюме, поверх которого был надет бондажный харнесс (что вызвало волну публичного негодования, ведь у нас в разгаре #Metoo и прочие насущные вопросы) стала очевидной еще одна проблема общества — закоренелые представления о чувственности.
Вскоре в виниловом алом платье из кутюрной коллекции Givenchy Рэйчел Вайс, звезда фильмов "Фаворитка" и "Непослушание", появилась на церемонии "Оскар", Эзра Миллер принялся активно использовать губную помаду, а ветеран Бродвея и ЛГБТ-активист Билли Портер предстал на красной дорожке в корсетном платье-смокинге, радикально стягивающем талию актёра.
Эзра Миллер в Moncler, Рэйчел Вайс в Givenchy Couture, Билли Портер в Сhristian Siriano
Сегодня чувственная эксцентричность, провокация и условная запретность призваны обратить внимание на проблемы коммуникации между людьми, вопросы безопасности, личной автономии и свободного проявления желаний, которые могут быть сознательно урегулированы или, напротив, поддержаны.
Читайте также: Есть тренд: Элементы Викторианской эпохи