В этом году арт-рынок напоминал штормящее море: вслед за неведомого происхождения завораживающими дух работами на поверхность выбрасывало аукционы с неожиданными поворотами сюжета, достойными пера Умберто Эко. Мы возьмем на себя роль лоцмана и проведем вас через эти мятежные воды, показав сокровища, заслуживающие внимания и лишь ненадолго приоткрывающиеся для публики во время аукционов, чтобы снова уйти на темное дно, скрывшись от мира в очередной частной коллекции.
«Иисус спасает», – гласят граффити на белых трубах-рукавах Центра Помпиду. Это дело рук уличного художника, намекающего на продажу самой дорогой в мире картины с изображением Спасителя. Речь идет о полотне «Спаситель мира», авторство которого приписывают Леонардо да Винчи. В 2017 году работа ушла с молотка за 450 миллионов долларов на аукционе Christie’s. На ум сразу приходит Джоконда
с ее загадочной улыбкой, которая в данном контексте выглядела бы ироничной. Удар молотка превратил Христа в самый дорогой в мире товар, а великого, непостижимого гения Леонардо, окончившего свои дни в изгнании у приютившего его Франциска I, в самого желанного художника мира. Полотно Salvator Mundi (с латинского – «Спаситель мира») было настолько повреждено и столько раз переписано, что от руки Леонардо не осталось практически ничего оригинального. Теперь «Спаситель мира» принадлежит Департаменту культуры и туризма ОАЭ, который поместил его в музей Лувр Абу-Даби.
На арт-рынке случается множество невероятных историй, героями которых становятся предметы и картины, а торги аукционных домов Christie’s, Sotheby’s или Drouot по накалу страстей соперничают с ведущими театрами мира. В отличие от ритуала трех звонков, знаменующих подъем занавеса над сценой, три удара аукционного молотка означают не начало игры, а ее окончание. Будет он драмой, комедией, трагедией или грандиозным фиглярством, аукцион всегда – гарантированное развлечение, масштаб которого можно сравнить разве что с гладиаторскими боями Древнего Рима или реальной смертью Мольера на сцене. Здесь кипят настоящие страсти, здесь крутит свое колесо безжалостная Фортуна со всеми ее сюрпризами и непредсказуемыми поворотами событий.
ЭМОЦИИ И МИЛЛИОНЫ
«В этом есть что-то будоражащее – знать, что рука такого-то или такой-то касалась этого руля», – говорит Роб Вайсберг, имея в виду Porsche Дженис Джоплин, проданный на аукционе за 1,76 миллиона долларов несколько лет назад. Роб открыто гордится тем, что благодаря ему покупатель может совершить свою покупку, находясь где-то в пентхаусе небоскреба или даже в пустыне, если только у него достаточно качественная связь 4G. Из своего офиса в Бостоне Роб Вайсберг проводит тихую революцию арт-рынка через свой сайт Invaluable.com, ставший лидером онлайн-аукционов. До этого Вайсберг работал в сети Domino’s Pizza, и все говорили ему: «Никто не станет покупать пиццу через Интернет». «Может, это вас удивит, учитывая то, что я такой «цифровизированный», – добавляет он, – но я фанат старых книг». И какая же книга любимая? Оказывается, первое издание опубликованного в 1922 году рассказа «Штурм горы Эверест», повествующего о том, как группа альпинистов-любителей так и не смогла покорить великую вершину. Роб Вайсберг, инженер, затесавшийся среди искусствоведов и кураторов, успешно покорил свою личную высоту, когда привел своих детей посмотреть на «Расщепленную скалу близ Этрета» Клода Моне.
«Да, мы подходим к искусству с коммерческой точки зрения, но любая беседа об искусстве будет полезной, в каком бы контексте она ни велась», – говорит Мартина Батович, чьи первые переживания, связанные с искусством, уходят корнями в созерцание средневековых церквей в ее родной Хорватии. Директор венского филиала старейшего в мире лондонского аукционного дома Dorotheum, она не склонна распространяться о рекордных суммах, заработанных на продажах. Мартина Батович – живое доказательство того, что театр артрынка может вознести на вершину чужаков, не принадлежащих к его кругу, и что случайность, удача или спекуляции – не единственные критерии, которые определяют, станет ли произведение искусства бестселлером. Последняя проведенная ею продажа, начатая в Лондоне и довершенная в зале столетнего венского дома, засвидетельствовала триумф итальянской художницы эпохи барокко Артемизии Джентилески, изнасилованной своим патроном и излившей свои переживания от этого тяжелого эпизода на полотне. Речь идет о картине «Лукреция», где художница изобразила себя в виде трагической героини, судьба которой повторяла ее собственную. «Я сжилась с ней, я чувствовала ее присутствие во плоти, когда эта картина висела в моем кабинете», – с дрожью в голосе признается Мартина Батович, для которой Джентилески стала словно близкой подругой. И все обрывается ударом молотка, окончательно оценившего эти чувства: почти два миллиона евро.
«Парижский аукционный дом Tajan
в 2016 году обнаружил у одного продавца в папке с рисунками подлинный эскиз Леонардо да Винчи к его картине «Мученичество святого Себастьяна»
с подписью автора. Tajan надеется получить разрешение французских музеев на организацию исторической продажи рисунка».
ВСЕ С ОДНОГО РЫНКА
Два миллиона долларов – рекордная цена картины Вифредо Лама, кубинского художника испано-конголезско-карибско- китайского происхождения, близкого по духу к Эме Сезеру и Андре Бретону. Сам он называл свою живопись «актом деколонизации».
Смешав кубинскую сантерию своей матери с китайской каллиграфией отца, Лам «создал новую грамматику». Изаура де Виэль Кастель, директор департамента искусства ХХ века и современного искусства аукционного дома Phillips в Гонконге, надеется, что полотно Лама, которое она выбрала
для иллюстрации обложки ноябрьского каталога, удастся дорого продать. Сама Изаура по характеру – искательница приключений, чей жизненный путь можно назвать иллюстрацией к «Теории всего мира», сформулированной французским поэтом и философом мартиникского происхождения Эдуардом Глиссаном (он трактует о взаимопроникновении культур и представлений, о креолизации мировой культуры). Уроженка Парижа и выпускница Лицея Людовика Великого, она играет в «контрабандистку от искусства», занимаясь обменом произведений искусства между Азией и Западом. Дом Phillips был выкуплен в 2008 году русской компанией Mercury Group и начал активную деятельность на рынках развивающихся стран. Его директор – немка Шайенн Вестфаль. Экзотическое имя придумала для нее мать – фанатка вестернов с индейцами и ковбоями... Арт-рынок – это театр, у которого нет границ.
Сэм Мансур, глава торгов
New Now от Phillips в Нью-Йорке, с детства увлекается египтологией. Когда он говорит
о бабочке Яеи Кусамы, проданной несколько месяцев назад, в его описании чувствуется точность специалиста по иероглифике, страсть энтомолога и чувствительность художника. Помимо высоких сумм прибылей, Сэм Мансур восторгается рекордами, побитыми его любимыми художниками. Дэвид Хэммонс, родившийся в 1943 году и долгое время остававшийся единственным афроамериканцем, входящим в число самых дорогих американских художников, славится своими ироничными произведениями в духе Бэнкси. Выставлявшийся несколько раз в коммерческих галереях, Хэммонс обычно не имеет дела с системой, предпочитая напрямую размещать свои работы в аукционных залах. Его хрустальная люстра, украшенная баскетбольным обручем, – ироническая дань сообществу, для которого спорт часто является единственным предметом интереса, – недавно была продана домом Phillips
за 8 миллионов долларов. Дэвид Хэммонс в основном использует в своих произведениях вещи, подобранные на улицах его района;
в прошлом году он курировал выставку MoMA, в которой были представлены – в контексте «параллельности» – работы его наставника, афроамериканского художника Чарльза Уайта и работы Леонардо да Винчи. Последний и сегодня стал одной из звезд аукциона парижского дома Tajan. Работу Леонардо специалисты и эксперты обнаружили в 2016 году. Tajan надеется получить разрешение французских музеев на продажу шедевра (для чего необходимо, чтобы эти учреждения отказались от своего права преимущественного приобретения произведения, классифицируемого как национальное достояние), чтобы организовать историческую продажу рисунка.
ОТ РУМЫНИИ К ПАРИЖУ
Был период, когда этот аукционный
дом, некогда один из лидеров арт-рынка
во Франции в плане розыска и открытия удивительных вещей, потерял свои позиции в жесткой конкурентной борьбе с новыми домами. Однако после его покупки американской бизнесвумен румынского происхождения Родикой Сьюард в 2003 году стал стремительно возвращать былую славу. Дом организовывает тематические выставки, беря за основу художественные произведения из личной коллекции его владелицы. Это главным образом работы художников из бывшего советского блока (стран Варшавского договора)... «Мы даем возможность заново открыть миру художников, оказав- шихся там, где они не должны были оказаться», – говорит эта современная версия Пегги Гуггенхайм, когда мы беседуем в ее кабинете, где висит гигантское полотно румынского художника Адриана Гени. Родика Сьюард, родившаяся в Бухаресте и начинавшая свою карьеру с работы в банковской системе, служит живым доказательством того, что на арт-рынке, как и везде, иногда очень полезно быть аутсайдером.
Читайте также: Как весь мир искал скрытый смысл в картине Жан-Батиста Шардена